Бакинца Акима Тамирова можно смело занести в книгу рекордов Гиннеса по разнообразию национальностей героев, сыгранных им в Голливуде и Западной Европе. Кем только не являлся кинозрителям, по словам
Сесиля ДеМилл, «приятный, и в то же время устрашающий» российский армянин: индусом («Жизни Бенгальского Улана», 1935), мексиканцем («Плоская черепаха», 1942, «Прикосновение чудовища», 1958), венгром («Дорога всей плоти», 1940), испанцем («По ком звонит колокол», 1943, «Мост Сант Луис Рей», 1944, «Королева Кристина», 1933), китайцем («Смерть генерала на рассвете», 1936), греком («11 друзей Оушена», 1960, «Высокий, широкоплечий и красивый», 1937), итальянцем («Отель Парадисо», 1966), балийцем («Свадебное путешествие в Бали», 1939), французом («За лисицей», 1966), поляком («Я и полковник», 1958, «Город Нью-Йорк», 1941, «Мистер Аркадин», 1955), и, конечно же, русским («Анастасия», 1956, «Романов и Джульета», 1961, «Екатерина Великая», 1968). Наиболее запомнившиеся персонажи в исполнении Тамирова говорят на чудовищном языке, как, например, вечно пьяный повар из картины «Топкапи» (1964) - ювелирный вор, преследующий выдворенного с Родины англичанина (см. ролик ниже), который смешивает немецкие, греческие, русские, английские и турецкие слова.
Во многом благодаря своему жуткому акценту
дважды номинировавшийся на Оскар Тамиров и стал популярен: «Все в Голливуде говорят, что мой акцент стоит миллион долларов. Конечно, я должен быть благодарен этому смешному произношению, но если бы вы только знали, сколько я потратил сил и средств, чтобы избавиться от него,» - рассказывал актер журналисту «Лос Анджелес Экзаменер». Но после того, как в 1933 году он подписал контракт со студией Парамаунт, менеджеры запретили Тамирову хоть как-то менять речь - им нужен был «универсальный» иностранец.
Несмотря на создаваемые образы зачастую пьяных и разболтанных людей, в жизни Тамиров отличался фанатичной подготовкой к каждой, даже самой незначительной роли. Супруга Акима вспоминала, как он провел несколько сот часов тренируясь выбивать кнутом сигарету изо рта партнера в фильме «Юнион Пасифик» (1939), что не удивительно для актера МХАТа, проработавшего 9 лет под руководством великого Станиславского...
Имя Тамирова упоминается в классических произведениях американской художественной литературы благодаря его впечатляющей игре в гангстерских картинах. Так, в новелле Селлинджера «Дядя Виггли в Коннектикуте» несчастная Элоиз порядочно выпив мечтает именно о Тамирове: «Аким Тамиров. Он в кино. Он всегда говорит: Ты делаешь бааальшую ошибку, ха? Я от него без ума...» Герой еще одного писателя Уолкера Перси в новелле «Любитель кино» вспоминает: «На последнем году школы я заметил, как непроизвольно копирую манеры Акима Тамирова. Лучшие из них...»
Талант Тамирова оказался по достоинству отмечен Американской Академией Киноискусств: на первый Оскар бакинец был номинирован за роль второго плана в картине «Смерть генерала на рассвете» (1936), снятой режиссером Луисом Майлстоуном. Через 8 лет Тамиров еще раз оказался выдвинутым на Оскар. На этот раз за роль в фильме Сэма Вуда «По ком звонит колокол», где его партнером, как и в «Смерти генерала на рассвете» был Гарри Купер (продолжение следует).
Аким Тамиров в картине «Топкапи» (2 мин 17 сек) - смотреть обязательно.
Click to view
Несколько фактов о картинах, в которых принимал участие Тамиров.
Известные «11 друзей Оушена» (2001) являются римейком картины 1960 года, в котором главный герой Фрэнка Синатры собирает однополчан, участников Второй Мировой Войны, для ограбления казино. Персонаж Тамирова Спайрос Асебо, автор плана и генератор идей, растворился в новой версии фильма. Режиссером и этой картины с участием Тамирова (как и «Смерть генерала на рассвете») был Льюис Майлстоун.
«Дорога всей плоти» (1940, римейк) - редкий фильм в длительной карьере Тамирова, где он сыграл главную роль. Оригинальная версия «Дороги» была снята Флеммингом в 1927 году и является единственной картиной обладательницей Оскара (Эмиль Дженнингс за лидирующую мужскую роль), копия которой не сохранилась до наших дней.
В фильме «Королева Кристина» в качестве иллюстратора дебютировал будущий трехкратный обладатель Оскара
Александр Голицын.
В 1937 году за работу над картиной «Смерть генерала на рассвете», так же как и Тамиров, на Оскар был номинирован Борис Мороз (за лучшую музыку) - родившийся в Санкт-Петербурге в 1891 году композитор, который после отъезда в США (1922) был завербован сначала КГБ (1934), а затем ФБР (1947). Мороз номинировался на Оскар еще дважды: в 1938 году за музыку к фильму «Души в море», и в 1939 за «Праздник в тропиках».
© Олег Григорьев