Великий инквизитор в Парагвае

Feb 27, 2017 01:26



Утверждение о том, что проект «Великий инквизитор», он же - проект «Счастливое дитя», имел свое воплощение в Парагвае, заинтересовало меня. В поисках подробностей я наткнулся на книгу И.Р. Григулевича «Крест и меч».

Биография И. Р. Григулевича заслуживает отдельного внимания в виду его масштаба личности, разведывательной и научной деятельности. По его мнению, оценки иезуитского «государства» (ИГО) в Парагвае вызывали, и будут вызывать огромную путаницу в литературе.

Защитники ИГО изображали его "как некую Аркадию, осуществленную Утопию, идеальную христианскую республику, где индейцы обрели подлинное счастье под руководством их бескорыстных духовных наставников".

Так же были и те, кто выдавал ИГО за своего рода разновидность "коммунистического" общества или общества "теократического коммунизма".

На противоположных позициях стояли Элисе Реклю и Поль Лафарг.

Реклю считал иезуитским идеалом - связь "абсолютной духовной монархии с мудро организованной феодальной аристократией, которая давала бы им силу вместе эксплуатировать невежественное большинство".

По мнению Реклю иезуиты относились к индейцам-гуарани как к рогатому скоту:

"Вместе с рогатым скотом искусные воспитатели внутри ограды заключили человеческий скот, который систематически эксплуатировали, заставляя его работать и достаточно напитывая частью продуктов, ими же выработанных…".

Поль Лафарг считал ИГО точным примером «Нового Иерусалима», уготованного католическим духовенством для человечества. Он отмечал, что "христианская республика, основанная иезуитами для полного осуществления евангельских принципов, оказывается при ближайшем рассмотрении очень остроумной и прибыльной смесью крепостничества и рабства".

И.Р. Григулевич как бы подчеркивает ставку иезуитов на Детство-2, о котором говорит С.Е. Кургинян в статье «О коммунизме и марксизме -71»:

"Индейцев, которых удавалось подчинить путем духовной конкисты, последователи Лойолы считали вечно пребывающими в "младенческом возрасте", а потому нуждающимися в их опеке".

Реклю, Лафарг и Григулевич, описывая происходящее в ИГО, фактически подтверждают реальность существования проекта «Великий инквизитор», о котором говорил Достоевский в «Братьях Карамазовых».

Источники:

И.Р. Григулевич, «Крест и меч»
С.Е. Кургинян, «О коммунизме и марксизме -68»
С.Е. Кургинян, «О коммунизме и марксизме -71»

Иезуиты, Великий инквизитор, Парагвай

Previous post Next post
Up