13 января в Литве отмечается День защитников свободы, установленный в память о трагических событиях января 1991 г.
В результате событий произошедших в Вильнюсе
в период с 11 по 13 января 1991 года погибли 14 человек 13 защитников телебашни и офицер группы "Альфа" Виктор Шатских; свыше 600 человек получили ранения.
Вся вина за пролитую тогда кровь была возложена на СССР. Любое отрицание этого факта влечет наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет.
По поводу произошедшего 13 января 1991 года уже много сказано и написано. Меня же интересует информационный и психологический аспект конфликта.
Одним из режиссеров защиты так называемой независимости Литвы и конфликта с советскими военными называют бывшего министра обороны Литвы Аудрюса Буткявичуса.
В 2000 году он (Буткявичус) дал
сенсационное интервью газете "Обзор". Его откровения фактически полностью меняют официальную трактовку тех событий, которые в Литве официально называются как однозначная и неоспоримая "агрессия СССР против независимой Литвы".
Фрагмент из интервью:
Жертвы январских событий Вы планировали?
Да.
То есть Вы сознательно шли на эти жертвы?
Да.
Буткявичус называет данный конфликт психологической войной. Был нанесён мощнейший удар по армии и КГБ - скомпрометированы два столпа советской власти.
Пролитой кровью он не только скомпрометировал, но и поставил советскую армию в очень неудобную психологическую позицию - любой офицер стал стыдиться того, что он там находится.
Навыки информационно-психологической войны (ИПВ) Буткявичус приобрел в институте Эйнштейна:
Я работал долгое время с институтом Эйнштейна, с профессором Джином Шарпом, который занимался, что называется, гражданской обороной. Или психологической войной.
Буткявичус придает большое значение, а порой и решающее значение информационно-психологической войны в ходе конфликтов:
В этом конфликте мы не могли выиграть, употребляя силу. Это было ясно. И я старался перетянуть конфликт на другую фазу - на фазу психологической стычки. Я выиграл. Я могу сказать "я", потому что планы ненасильственной обороны были разработаны задолго до январских событий. И это лежало на мне как на человеке, со студенческих лет занимавшемся психологией. В том числе и психологической войной, как дисциплиной.
О силе ИПВ Буткявичус говорит и в другом своем интервью (см. на 3:00):
Click to view
Информационно-психологическая война (ИПВ) - это дисциплина, преподаваемая и изучаемая Джином Шарпом в институте Эйнштейна. Буткявичус один из его учеников, рассказавший о своем вкладе в
спецоперацию по дискредитации СССР. С помощью ИПВ можно всё перевернуть с ног на голову. События в Вильнюсе в 1991 году показывают, как истинные виновники пролитой крови выходят чистыми из воды и приклеивают ярлык агрессора к СССР.
Конечно, в одиночку Буткявичус такую операцию провернуть быть не смог. Если бы
правящая номенклатура СССР, КГБ и армия реально не хотели бы такого разворота событий, то ничего бы у него не вышло. В таких случаях говорят:
кобель не вскочит, пока сучка не захочет.
P.S. Подробнее о ИПВ и других видах войн с общим названием «Мягкая сила»
здесь.