Убегая от здесь и сейчас

Nov 15, 2013 12:01


10 ноября 2013

По мере того как ночи становятся длиннее, а дни мрачнее, важно не пасть жертвой депрессии. В этом году нам повезло с теплой мягкой погодой и всего парой случаев отрицательных температур или небольшого снежка, но мягкая погода также означает дождливые дни под серым небом. Чтобы компенсировать недостаток света, требуется найти способы взбодриться - оторваться на несколько минут или часов от «здесь и сейчас».


   

Мы осознали, что как бы ни любили мы Санкт-Петербург и его архитектуру, неплохо периодически оторваться от всего этого хотя бы на несколько часов (то же справедливо в отношении Вашингтона или Нью-Йорка). Хорошо, что чтобы покинуть суету, шум и грязь города, не требуется уезжать далеко, так что мы погрузились в свою машину для короткого путешествия в Сестрорецк, чтобы провести там пару часов, прогуливаясь вдоль берега Финского залива. Меня завораживали горы веток, водорослей и прочего мусора, выброшенного на берег водой и сложенного в груды, отдаленно напоминающие стожки сена, рассыпанные по полям Франции, где выросла Вероник, за исключением того, что за ними простиралось плоское водное, а не полевое пространство.


   

Впервые с момента приезда в Санкт-Петербург я с другом отправился в городские Ямские бани на улице Достоевского, чтобы вымыть тело и прочистить рассудок (говорят, что там бывали не только Достоевский, но и Ленин). Мы получили удовольствие от всего цикла, пройденного под пристальным наблюдением пары местных завсегдатаев: от сидения в парной и окунания в два разных бассейна (с ледяной водой в одном из них) до мраморных столов, где мы наслаждались массажем под струей горячей мыльной воды. Березовые веники помогали распределять горячие воздушные потоки в парной и мыться с мылом. Ощущения после всего были просто великолепные: мы чувствовали себя обновленными, расслабленными и восстановленными. Понятно, почему баня является столь неотъемлемой частью русской личности.

И всегда есть искусство и культура, будь то музыка, живопись, или театр. Мы получили огромное удовольствие от выступления французского Квартета Модильяни и американского Квартета Кальдера. Первый исполнял более традиционные произведения Гайдна, Бетховена, Дебюсси, Шуберта и Шостаковича, тогда как второй играл более «современную» классическую музыку американского композитора, имя которого я не уловил, и Бартока. Я люблю более ограниченный формат квартета, поскольку он дает возможность в большей степени следовать «разговору» инструментов друг с другом и молчаливой сопричастности в обмене взглядами исполнителей, когда они синхронизируют удары своих смычков.

В субботу вечером мы отправились на открытие ретроспективы фильмов Сандры Боннэр на французском кинофестивале в студии ЛенДок (студия документальных фильмов), где партийные бонзы давали свое одобрение на общенациональный показ документальных фильмов. Студия ЛенДок была создана в 1932 году и не прекращала работу во время блокады в годы Второй мировой войны. Она расположена в величественном здании, построенном на рубеже веков в ходе реновации, и показ происходил в здании, которое когда-то было церковью. Фильм эпохи зрелости A nos amours («За нашу любовь») был снят в 1983 году в стиле nouvelle vague с тогда 15-летней Боннэр, уже одной из наиболее талантливых актрис Франции.

Наконец, мы побывали в студии художницы Галины Писаревой в просторном старом деревянном доме 19-го века, расположенном на севере от города. Она восхитительный человек, и она показала нам весь свой обветшалый дом. Она пишет на холсте и доске, а также расписывает деревянные скульптуры, концентрируясь на традиционных русских деревенских мотивах, которые уносят вас в иные времена и дали. Некоторые ее работы можно увидеть на сайте http://www.erarta.com/en/museum/collection/artists/detail/1c630582-6cc3-11e2-bfca-8920284aa333/



Escaping the Here and Now

November 10 , 2013

As the nights grow longer and the days darker, it is important not to fall prey to the doldrums. We’ve been fortunate this year that the weather has been so mild, with only one or two instances of freezing temperatures or snowflakes, but mild weather also means rainy days under gray skies. To compensate for the absence of light, one needs to find ways to lighten up, which means seeking ways to escape for a few moments, or hours, from the “here and now.”

We have found, as much as we love the city of St. Petersburg and its architecture, that periodically it is good to get away from it all for a few hours (the same holds true for Washington or New York). The good news is that one need not travel far to leave the bustle and the noise and the pollution, so we climbed into the car for the short journey to Sestroredsk to spend a couple of hours walking along the beach of the Gulf of Finland. I was intrigued by the mounds of branches, seaweed and other debris taken from the waters and put in a pile, which bore an odd resemblance to haystacks dotting the fields in France where Veronique grew up, except that it was water rather than earth that stretched out flatly into the distance.

For the first time since coming to St. Petersburg, I also joined a friend to cleanse my body and clear my mind at the Yamskiye banya on Dostoyevskiy Street in the city (where Dostoyevskiy as well as Lenin are said to have bathed). We enjoyed the complete experience under the watchful guidance of a couple of locals, going from baking in the steam room to dipping ourselves in two different cold pools (one with ice water), to the marble tables where hot sudsy water was poured over us while we enjoyed a massage. The birch bough veniki were used both to push hot currents of air over the body inside the steam rooms and to wash down the body with suds. Afterwards we felt simply wonderful: renewed, relaxed, and restored. It is easy to see why banyas are such an integral part of the Russian identity.

And there is always art and culture, whether we are talking about music, painting, or theater. We greatly enjoyed the performances this past week of the French Modigliani Quartet and the American Calder Quartet. The first played more traditional pieces from Hayden, Beethoven, Debussey, Schubert, and Shostakovich, while the second played more “modern” classical music from an American composer whose name I did not catch, and Bartok. I like the more limited quartet format, as it offers an opportunity to follow in more detail “the conversation” among the instruments and the silent complicity in the glances of the performers as they synchronize their bow strokes with those of the others.

Saturday night we went to the opening of a Sandra Bonnaire retrospective French film festival at the LenDoc (Leningrad Documentary) studio where Party officials approved documentary films for country-wide distribution. LenDoc was founded in 1932 and kept working during the blockade of the city in World War II. It is located in a stately turn-of-the century building in the course of renovation, and the showing took place in what once appeared to have been a church. The coming-of-age film, A nos amours (To Our Loves), was shot in 1983 in the nouvelle vague style and marked the discovery of the then 15 year-old Bonnaire as one of France’s already most talented actresses.

Finally, we visited the studio of the painter Galina Pisareva in an spacious old wooden house from the 19th century located to the north of the city. She is personally delightful, and showed us around her ramshackle house. She paints on canvas and pressboard as well as on wooden sculptures, with a focus on traditional Russian country motifs that take one away to another time and place. You can see her and some of her work at the following site: http://www.erarta.com/en/museum/collection/artists/detail/1c630582-6cc3-11e2-bfca-8920284aa333


генеральный консул США, живопись, Баня, Сестрорецк, концерты

Previous post Next post
Up