Хождение меж куполов

Jan 11, 2019 15:00


Брата отпевали в деревянной церкви в селе Первомайское.

Церковь чистая, очень скромная и располагающая к душевному спокойствию.

Священник говорил настолько просто и проникновенно, что даже в своём горе не смогла не удивиться. Хотелось слушать и слушать, это простое действие приносило утешение.

Ещё тогда решила обязательно приехать ещё раз, чтобы рассмотреть церковь поближе, побыть снаружи и внутри.

Приехала примерно через полгода, церковь была закрыта, день нахмурился ветром и снежной крупой. Фотографий таких, которые смогли бы передать моё восприятие этого места, не получилось.

После фотографий церкви Иоанна Богослова в деревне Петухово родилась идея фотопроекта о церквях Томской области. Свято- Троицкий храм в Первомайском, бывшем Пышкино-Троицком, оказалась следующей.

7 января 2019 года приехала в Первомайское. Почему-то вдруг не сразу нашли церковь, закружили по райцентру. Остановились возле мужчины, который чистил снег и спросили, как проехать к церкви. Он неожиданно начал задавать вопросы: « А вы знаете, что такое вера? А что такое церковь? А что есть Бог?» И сам же сказал, что на эти вопросы и ответа нет. Ответа такого, чтобы один подошёл бы всем вопрошающим.



С таким напутствием едем к церкви. В этот приезд удалось сделать такие кадры, которые показывают не просто здание, культовое сооружение, а моё чувство к церкви, как к попытке человека построить лестницу в небо, открыть дверь в небо.





Церковь деревянная, построена 13 лет назад





Когда я прихожу к церкви, я прикасаюсь к благоговейной праздничности, к тихой, внутренней праздничности, которую разделить можно только с тем, что больше меня. Даже атеисты пытаются найти это большее, называя его смыслом, единством. Современные неоверующие обращаются ко Вселенной. «Все религии начинаются с призыва внутренней непостижимой глубины» - писал Григорий Померанц в своей книге «Великие религии мира».



Во дворе Свято-Троицкого

Трогателен ковчег во дворе церкви, как символ чуда. Уже никто из приходящих к нему сказать не может, в чём же чудо может проявиться: то ли в том, что всего будет вдосталь, то ли, что всё и сразу станет хорошо. «Тот, о ком говорят Евангелия, жил в чуде, как в чем-то простом и обычном. Чудо для Него не было чем-то сверхъестественным. Чудо это норма. Его норма. Это и есть жизнь. Надо только иметь незамутненное свежее сознание, незамутненную душу - и будет видно, что жизнь есть чудо. Не надо ходить далеко, надо только отмыть глазной хрусталик души, чтобы он ясно видел» ( Померанц Григорий) Но кто сейчас говорит такие слова людям у ковчега, людям в церкви? Или всё же говорит, но они не задерживаются, смываются волнами кипящего информационного моря? После очень короткой беседы с отцом Владимиром подумала, что есть в застойной воде официозной религии живые ручьи.

Началась беседа с того, что я вошла в церковь. Прихожане уже ушли, служба кончилась, молящихся не было и я попросила разрешения сделать фотографии. Вышел священник. Это был тот, кто отпевал моего брата. Он спросил, для чего фотографирую. Ответила, что хочу сделать фотопроект и что хочу написать о том, как увидела церковь. Отец Владимир (я уже знала, как его зовут) разрешил. Неожиданно для себя в порыве откровения я сказала, что не хочу лицемерить, что в церковь не хожу, не молюсь, что не буду просить благословения, креститься на иконы. Ответ служителя меня покорил. Передаю сейчас недословно, хотя и записала в блокнот так, как запомнила. «Не нужно. Даже те, кто крещён, лучше бы и не крестились, раз не соблаюдают обряды, не верят в Бога, не приходят к церкви. Вот я спрашиваю: «для чего в церковь ходите?» Не знают, что ответить. А в церковь ходят, чтобы прикоснуться к Вечности. Нужно в душе это стремление иметь, с ним и молиться». Согласился отец Владимир и фотографию свою сделать. Обещала выслать ему все фотографии, да пока обещание не могу исполнить, адрес электронной почты оказался нерабочим.

Вы же посмотрите и на внутреннее убранство и на священника. Не буду комментировать.



Отец Владимир





Из церкви вышла с намерением вернуться сюда ещё для беседы, тогда и фотографии покажу, перешлю.

После церкви поехала в деревню своего детства. Об этой поездке написала в предыдущем посте «Нефейсбучные люди». В Кульдорске один из двух жителей сказал о том, что неподалёку от Первомайского, в селе Крутоложное  открылась ли, или вот-вот откроется ещё одна церковь, что в Заветке писали. Только представьте себе, что газета не изменила название со времён моего детства и по-прежнему Называется «Заветы Ильича». На обратном пути заехали в Крутоложное.

Жителей в селе по сведениям  Интернета чуть больше 300. Храм святой Екатерины  большой, кирпичный, о семи куполах.



Храм построил меценат, пожелавший остаться неизвестным. Ходят некоторые слухи о том, кто и зачем, но на то они и слухи, чтобы оставаться в устном виде, чтобы их слушали, а не глазами глядели, не буквами читали.

Всезнайка интернет выдал скупо мало сведений о церкви. Есть на Ютубе три видеосюжета , немного фотографий. Зрелище грустное, потому как народу на закладке церкви, на освящении колоколов около полусотни. Место красивейшее - крутой яр, видны купола в селе отовсюду, и снизу, с реки горят они пламенем, сжигающим всё, что тленно. Да нужен ли такой огонь людям? Как нам, маленьким, пройти по небу, вместить безграничность?



Снимки и этой церкви получились говорящими. Они помогают оживить  мою запертую словами мысль. Запустение и разрушение не исчезнут от того, что купола пронзают небо, что звонят облака закатом. У Бога нет рук, кроме рук человеческих.





«Другой раз фарисеи подступили к Нему с вопросом - надо ли платить подать кесарю. Вопрос был явно провокационный. Если Он ответит «нет», он покажет этим свою гражданскую нелояльность; если «да», то какой же он Учитель справедливости? Иисус обманул их ожидания. Он попросил дать Ему динарий. Ему дали. «Чье на нем изображение?» - спросил Иисус. На монете был изображен кесарь. «Так отдайте кесарю кесарево, а Богу Божье», - сказал Он.

Что означает этот ответ? Видимо, Иисус хотел сказать, что Он вовсе не призван разрешать социальные проблемы. Он не дает частных тактических советов. Он занят вопросами духовными. Он - учитель нравственности. Он хочет, чтобы каждая человеческая душа исполнила свой долг по отношению к целому, к миру, приобрела бы внутреннюю собранность и способность самостоятельно ориентироваться. Он не хотел, чтобы люди механически следовали Его советам, иначе человечество будет на протяжении всей истории разыгрывать сказку об Иванушке-дурачке, который говорит на похоронах «таскать вам не перетаскать», а на свадьбе плачет».

Всё перепутано в сознании большинства современных людей. Пеняем на Бога за свою материальную жизнь и отдаём духовную на откуп аниматорам, тамадам, сказочникам- эзотерикам, долдонам-традиционалистам. Достаточно сходить в церковь на праздник, умилиться народному якобы единению, перекрестить на всякий случай лоб при виде креста, порассуждать о том, что вселенная нас любит. Не обвиняю, размышляю. Размышляю если не вслух, то на виду, на миру.

Духовность нельзя накопить, приобрести. Она не имеет формы, она не застывает, она живая в каждом нашем помысле и деле. Дух нищ, потому что ничего не имеет. Он просто есть.

В церковь не вошла. На двери - листок о часах работы.





Надеюсь, что вошла в более глубокое измерение жизни, которая уже есть, а не будет, когда у меня наконец-то наступит, появится, придёт….

Церковь в Асино была по пути в город. Фотографии снаружи.



Храм Покрова Святой Богородицы на улице Таганской в городе Асино



Очень приятная молодая женщина, работающая  в церкви, на просьбу о фотографировании ответила, что без батюшки не имеет права разрешать.  Заеду в следующий раз. Всего-то 100 километров от города.

Для чего написано всё это? Воздух открытых вопросов может быть наполнен многими ответами.

Для чего размышляют и ищут свои слова, свои ответы на одни и те же вопросы новые и новые люди?

Писать вот такие посты для меня очень личное действие, открываюсь миру, аукаюсь с теми, кто откликается



дух буйствует и окна открывает, другие люди, другая жизнь, диалог, опыт странствий, записки дочери Бога, вера, пронзительное, нефейсбучные люди

Previous post Next post
Up