Право иметь и способность быть

Sep 24, 2013 12:15

В университете третий год читаю авторский курс "Российский опыт управления персоналом". Наверное, понимаете, что объём такого курса может составлять сто и более часов. У меня часов 18. Так как теоретические знания студентам дают другие преподаватели, я выбрала для себя останавливаться на ментальных парадигмах, стереотипах и способах их проявления.
Одна из таких парадигм: "Иметь или быть". В отношении к профессиональной деятельности она выражается в том, что человек говорит « сколько мне платят, столько и работаю» или «я не хочу работать на дядю, вот будет своё дело, тогда - другое дело». Таких людей лично я вообще бы не принимала на работу. Но… таких много.

Противопоставление  «иметь или быть» не совсем точно.  В развёрнутом виде она выглядит как "Быть - делать - иметь» или «Иметь-делать -  быть". Совсем не обязательно ничего не иметь это значит «быть».

На самом деле правильнее представить это как соотношение четырёх векторов . Со студентами рассматриваем такую модель



(с сайта: http://hpsy.ru/public/x3462.htm)
(Противоположность «быть» - можно рассматривать  как «казаться». Большая тема для размышления).

Строго говоря, речь идёт о секторе «иметь и не быть».

Подготовка к лекции явилась поводом к осмыслению принципа (к очередному)).   Потому он и универсален, что определяет все сферы жизни. Интересно исследование Эриха Фромма в одноименной книге «Иметь или быть».

Понимаю, что мысль не нова и чего ради на ней останавливаться? Дерзну всё же привлечь внимание к проявлению универсального принципа  «иметь или быть» в любви .

«Когда люди говорят о любви, они обычно злоупотребляют этим словом, чтобы скрыть, что в действительности они любви не испытывают. Многие ли родители любят своих детей? Этот вопрос все еще остается открытым. Ллойд де Моз обнаружил, что история западного мира двух последних тысячелетий свидетельствует о таких ужасных проявлениях жестокости родителей по отношению к собственным детям - начиная от физических истязаний и кончая издевательствами над их психикой,  о таком безразличном, откровенно собственническом и садистском отношении к ним, что приходится признать, что любящие родители - это скорее исключение, чем правило.
То же самое можно сказать и о браке. Основан ли он на любви или - согласно традициям прошлого - на существующих обычаях или является браком по расчету, действительно любящие друг друга муж и жена представляются исключением. То, что на самом деле является расчетом, обычаем, общими экономическими интересами, обоюдной привязанностью к детям, взаимной зависимостью или взаимной враждой или страхом, осознается как "любовь" - пока один или оба партнера не признаются, что они не любят и никогда не любили друг друга. Сегодня в этом отношении может быть отмечен некоторый прогресс: Люди стали более реалистично и трезво смотреть на жизнь, и многие уже больше не считают, что испытывать к кому-либо сексуальное влечение - значит любить или что теплые, хотя и не особенно близкие отношения между друзьями есть не что иное, как проявление любви. Этот новый взгляд на вещи способствовал тому, что люди стали честнее, а также и тому, что они стали чаще менять партнеров. Это не обязательно приводит к тому, что любовь возникает чаще; новые партнеры вполне могут столь же мало любить друг друга, как и старые.
Переход от "влюбленности" к иллюзии любви -"обладания" можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, "влюбившихся друг в друга". В период ухаживания оба еще не уверены друг в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба полны жизни, привлекательны, интересны, даже прекрасны - поскольку радость жизни всегда делает лицо прекрасным. Оба еще не обладают друг другом; следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы быть, то есть отдавать другому и стимулировать его. После женитьбы ситуация зачастую коренным образом меняется. Брачный контракт дает каждой из сторон исключительное право на владение телом, чувствами и вниманием партнера. Теперь уже нет нужды никого завоевывать, ведь любовь превратилась в нечто такое, чем человек обладает, - в своего рода собственность. Ни тот, ни другой из партнеров уже больше не прилагает усилий для того, чтобы быть привлекательным и вызывать любовь, поэтому оба начинают надоедать друг другу, и в результате красота их исчезает. Оба разочарованы и озадачены. Разве они уже не те люди, которыми были прежде? Не ошиблись ли они?

Как правило, каждый из них пытается отыскать причину подобной перемены в своем партнере и чувствует себя обманутым. И ни один из них не видит, что теперь они уже не те, какими были в период влюбленности друг в друга; что ошибочное представление, согласно которому любовь можно иметь, привело их к тому, что они перестали любить. Теперь вместо того, чтобы любить друг друга, они довольствуются совместным владением тем, что имеют: деньгами, общественным положением, домом, детьми. Таким образом, в некоторых случаях брак, основывавшийся сначала на любви, превращается в мирное совместное владение собственностью, некую корпорацию, в которой эгоизм одного соединяется с эгоизмом другого и образует нечто целое: "семью".
Когда пара не может преодолеть желания возродить прежнее чувство любви, у того или другого из партнеров может возникнуть иллюзия, будто новый партнер (или партнеры) способен удовлетворить его жажду. Они чувствуют, что единственное, что им хочется иметь, - это любовь. Однако для них любовь не является выражением их бытия; это богиня, которой они жаждут покоряться. Их любовь неизбежно терпит крах, потому что "любовь - дитя свободы" (как поется в одной старинной французской песенке), и тот, кто был поклонником богини любви, становится в конце концов настолько пассивным, что превращается в унылое, надоедливое существо, утратившее остатки своей прежней привлекательности.
Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнеров и в конечном счете всего общества. Приверженцы таких современных форм совместной жизни, как групповой брак, смена партнеров, групповой секс и т. д., пытаются, насколько я могу судить, всего лишь уклониться от проблемы, которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от скуки с помощью все новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно большим числом "любовников" вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного».

При встрече двух «иметь» - возможно сосуществование, которое устроит обоих.  И кто сказал, что оно хуже, чем Любовь?

Два «быть»- подарок, удача, заслуга, хорошая карма? Редкость, чудо? Не знаю. Смелость и сила, и созидание.  Труд, вдохновенный, но труд. Сражение.
Только не с  другим, как в «иметь», а  с собственными жадностью, потребительством, эгоизмом, с «человеческим, слишком человеческим».

мысли о смысле, библиотерапия, два сапога - пара?, профессиональное

Previous post Next post
Up