"пес уяде"

Oct 08, 2011 22:13

Вот никто не читает творения крупного молодого учёного, продолжателя традиций петербургской исторической школы М.И. Жиха. А зря. Там, например, такое можно прочитать:

===В очень близкое время - в 1077-м году - летопись указывает и смерть епископа Феодора[66], причем в другом месте называет и причину его смерти:

А Феодора свои песъ уяде и с того умре[67]

И.Я. Фроянов предположил, что смерть епископа Федора может быть связана с изгнанием из города князя Глеба и сопровождавшей его смутой[68]. Разумеется, это лишь предположение, но совпадение времени изгнания из города князя и гибели епископа наводит на соответствующие мысли[69]. Если догадка И.Я. Фроянова верна, то перед нами первый случай вмешательства веча не только в политическое, но и в церковное управление в городе===.

Если моя догадка верна, то отождествление пса с новгородскими вечниками открывает широкое поле дальнейших исследований. Разумеется, это лишь предположение, но нельзя ли предполагать, что в вече участвовало не только всё человеческое население Новгородской земли, но и животное тоже? Ведь древнерусская демократия - это (если догадка И.Я. Фроянова верна) - это не какая-нибудь там псевдодемократия западного типа, где правят чистоган и так называемые якобы элиты, а настоящее соборное, общинное народовластие.

Совпадение времени публикации данного текста с этой вашей осенью, правда, наводит на соответствующие мысли. Но мы их гоним.

Ссылка: http://www.rummuseum.ru/portal/node/2366 Смотреть советую быстрее, а то, боюсь, скоро исчезнет.

Апдейт. Молодой учёный спрятался за широкую спину Учителя, чей анализ был явлен на странице 179 эпичного опуса под названием "Мятежный Новгород". Читаем:

"О смерти Федора новгородский летописец сообщает под 1077 г.: "Преставися Федор архиепископ новгородскый"... Сообщение о кончине владыки, как видим, предельно лаконично. Но из него можно заключить, что перед нами обычная смерть человека, о которой больше ничего не скажешь, как "преставися" - и только. Другой же источник содержит иную информацию: "Феодора свои пес уяде и с того умре". Эти две версии обстоятельств смерти епископа Федора свидетельствуют о том, что поздние новгородские книжники не знали в точности, отчего он умер. Возникает вопрос: не была ли смерть епископа делом рук новгородцев? Этот вопрос вполне уместен, ибо кончина Федора на фоне смуты в Новгороде довольно симптоматична. Если наша догадка верна, то надо признать, что убийство епископа означало принесение в жертву общественного лидера ради блага общины".

Видимо, в отместку за то, что меня отлучили от "петербургской" "исторической" "школы", хоть приличия ради, хотелось бы обратить внимание на последнее предложение. Возникает вопрос. Если наша догадка верна, кого именно стоит принести в жертву ради блага общины? Вопрос, как представляется, вполне уместен.
Previous post Next post
Up