В наше время в странах западного образца стандартом считается нуклеарный тип семьи: один муж, одна жена и их несовершеннолетние дети, . Но еще совсем недавно выросшие сыновья не уходили из отчего дома, а приводили туда своих жен. Таким образом, под одной крышей проживало несколько супружеских пар. Образовалась многопоколенная семья, или мегасемья.
Главой мегасемьи был старший мужчина в семье, отец сыновей. Он назывался большак, а его жена (мать сыновей) - большуха. Власти у большухи было меньше, чем у мужа, но сыновья подчинялись ей беспрекословно, не говоря уже о невестках.
Большак имел право сношать всех своих невесток (вот почему другое название невестки - сноха).
Для того, чтобы сыновья не мешали его половым утехам, он отправлял их в солдаты или в отхожий промысел (на заработки). Часто отцы умышленно женили своих сыновей очень молодыми (12-13 лет) для того, чтобы пользоваться их неопытностью. Невест таким мужьям-мальчикам подбирали постарше: 16-17 лет. Мегасемья была прообразом обезьяньей стаи, в которой вожак покрывает всех фертильных самок и не подпускает к ним молодых низкоранговых самцов. Также большак выполнял роль помещика-феодала, которому принадлежало право первой ночи.
Свекровь-большуха ревновала своего мужа к снохам, люто их ненавидела и гнобила тяжелейшим крестьянским трудом, поручая самую черную работу по хозяйству. Чтобы смягчить конфликты между женщинами своей мегасемьи, большак дарил им подарки: платки, сарафаны и т.д. Сложилась даже поговорка: "Подарил платок и заткнул роток".
Случалось, что невестке не хотелось отношений со свекром, и она жаловалась мужу. Но тот не защищал ее, а наоборот, колотил смертным боем. Оно и неудивительно: пойти против большака - себе дороже. Уж лучше пожертвовать женой. Вернуться к родителям для невестки тоже был не вариант: выдав её замуж, они были рады, что избавились от лишнего рта. Кормильцем семьи был сын, а дочь - только обузой (даже если женщины в деревне много работали, они всё равно были неспособными выполнять самый тяжелый, но и самый нужный труд: пахать, строить избы, рыть колодцы, управляться с лошадьми и т.д.)
Поэтому невестке тоже было выгоднее подчиниться свекру (и принимать от него подарки).
Мораль сей басни такова: везде, где люди живут тесными сплоченными коллективами под управлением вождя-большака, будет процветать снохачество. Большак - "коллективный муж", и все женщины группы принадлежат ему по праву. Даже если формально у них есть законные мужья.
____________________________
Источники:
http://russian7.ru/post/snokhachestvo-na-rusi-kak-yeto-bylo/https://scisne.net/t-437http://www.doslavyane.ru/stati/bolshak-i-bolshucha