Мы живем в эпоху беспрецедентной географической мобильности. За пару часов можно добраться на другую сторону земного шара. В одном большом городе смешиваются местные и приезжие из всех существующих континентов, как в мультике-утопии Зверополис.
Как известно, в мире нет двух совершенно одинаковых людей. У всех разные вкусы и предпочтения. Чем больше людей живет вместе в одной комнате, тем выше риск конфликтов.
Поскольку люди - стайные животные, ведут коллективный образ жизни, им для взаимодействия нужен определенный "сетевой протокол" - свод писаных и неписаных правил, как поступать в той или иной ситуации и как коммуницировать с другими членами группы. Этот протокол получил название "культура" (от латинского слова colere - возделывать, обрабатывать).
У человеческих групп, живущих обособленно одни от других, своды правил получились разными (и это логично: даже в двух разных семьях, живущих в соседних квартирах многоэтажки, внутрисемейный уклад не будет полностью одинаковым). Со временем из этих правил образовались религии (веры в существование сверхъестественных сил, контролирующих поведение людей и оказывающих им покровительство). Поскольку группы постоянно воевали между собой за ресурсы, религии-культуры служили также для обособления "своих" от "чужих". В ход шли все средства: разный фасон одежды, разные ритуалы, песни и пляски, разные имена для богов, разные системы оценки поступков (какие хорошие, а какие плохие) и т.д.
Не удивительно, что когда всем этим людям пришлось смешаться на одной территории, возникла масса конфликтов и недопониманий. Как не возникнуть, если одно и то же действие представители одной культуры считают хорошим, а другой - плохим? Или одни невербальные сигналы в одной культуре означают одно, а в другой - совсем другое.
Пресловутая враждебность между собаками и кошками основана на том, что один и тот же жест для тех и других означает совершенно разное:
- если собака перевернулась кверху брюхом - это демонстрация подчинения и отказа от борьбы. Если кошка - она приготовилась драться всеми четырьмя лапами.
- если собака присаживается и прижимает уши на опущенной голове - тоже подчинение и признание своего более низкого ранга. Если кошка - готовится к прыжку-атаке.
- если собака виляет хвостом - это знак дружелюбия. Если кошка бьет хвостом - она сердита.
Кошки - не стайные животные, и им нет надобности строить иерархии, выясняя, кто начальник, а кто дурак. Зато стая собак или волков - куда более грозное явление, чем кошка-одиночка.
Всё то же самое можно наблюдать и у людей. У одних - "око за око, зуб за зуб", а у других - "подставь другую щеку" (а если всё же не подставил, а убил - ничего страшного, потом покаешься). У одних "все люди братья" (кроме врагов народа), а у других - "смерть неверным".
То, что у одних считается проявлением искренности, у других - хамство. То, что для одних - обычная вежливость, для других - лицемерие и наигранность или наоборот: признак особого расположения. Если девушка не идет по улице с каменным лицом, а на вопрос "Как пройти в библиотеку" не посылает нах, а отвечает приветливо и с легкой улыбкой, это означает, что она представительница той самой профессии и к ней можно приставать. В одних культурах правильная женщина - это та, которая хранила целомудрие до брака, верна мужу и родила ему много сыновей. А в других - чем с большим количеством мужиков женщина совокупилась, тем выше её место в женской иерархии. В одних культурах мальчики обучаются держать в руках оружие раньше, чем уверенно ходить. А в других - сосут мамину сисю до седых волос. Представители одних культур совершенно искренне убеждены, что если женщина вышла на улицу, не закутавшись с головы до пят в черную ткань - ее нужно побить камнями. A представители/представительницы других - что если женщина не обнажает демонстративно все свои телесные прелести и не намазана тонной штукатурки, то она такая страшная, что лучше бы ей вообще на люди не показываться.
Культурные различия в одежде женщин можно условно разделить на 3 группы:
- Подчеркнуто сексуализирующая (максимально открыты все места, имеющие отношение к репродукции, яркие цвета, макияж, высокие каблуки, длинные распущенные волосы);
- Всё, что только можно, спрятано от постороннего взгляда, включая лицо и даже глаза (традиции Ближнего Востока);
- Гендерно-нейтральная (унисекс, удобная для повседневного ношения, неяркие цвета, короткие волосы, отсутствие макияжа);
И куча переходных вариантов между ними.
Что же делать людям, находящимся в подобной ситуации, напоминающей стройплощадку Вавилонской башни?
На этот вопрос до сих пор не найдено однозначного ответа. В разных странах его пытаются решить по-разному. В СССР, напр., была запрещена религия, введен единый язык для всех официальных учреждений, а в качестве свода правил "что хорошо, а что плохо" служил "Моральный кодекс строителя коммунизма". В других странах с мультиэтничным населением принудительно устанавливается единая религия (а все, кто её не исповедуют, понижаются в правах). A в третьих - правительство самоустраняется от решения этой проблемы, и делает вид, что её нет.
Но сколько ни делай вид, что слова "*опа" не существует, объект, который она обозначает, от этого никуда не денется. И находиться в такой обстановке реально опасно, поскольку действие, совершенно нейтральное с нашей стороны, может считаться агрессивным другой стороной, со всем, что для нас из этого следует. К примеру, если атеистка скажет, что не верит в потусторонние силы, это вполне может быть расценено как оскорбление чувств тех, кто в эти силы верит. И дальше - от УК РФ ст.148 и до побивания камнями. Как повезёт.
Удастся ли договориться между собой рабочим всемирной стройплощадки раньше, чем они друг друга поубивают? Время покажет..