RE: Gerda Lerner "The Creation of Feminist Consciousness"urtica_monoicaAugust 29 2018, 12:31:05 UTC
Подъем женских движений в Британии, Германии и Франции также был связан с развитием женского образования. По аналогии с ситуацией 1840-50-х годов в США, когда избирательные права получило большинство белых мужчин, женщины Великобритании подали петицию на предоставление им избирательных прав в рамках избирательной реформы 1852 года. Их петиция осталась без внимания, и женщины направили свою энергию в другие каналы. В 1850-х благодаря им появились организации, выступающие за образовательные реформы, за право на развод, за Билль о собственности замужних женщин (отправлен на рассмотрение в 1855) и за расширение возможностей трудоустройства для женщин. Из этих организаций, где женщины разрабатывали реформы в пользу женщин же, в 1867 году выросло первое движение за женские права, Национальное общество за право голоса для женщин.
Во Франции, где женщины активно участвовали в революционных движениях (1792, 1848, 1870гг.), создавая в каждом случае отдельные женские организации, которые выдвигали довольно продвинутые феминистские требования. Организации были недолговечны; их быстро разгоняли репрессивные режимы и реакционные власти. Кодекс Наполеона, составленный католической церковью и принятый в 1804 году, приравнивал замужних женщин и детей к душевнобольным и проституткам, к политически несостоятельным, ограничивал женские экономические и юридические права, ставил женщин в экономическую и юридическую зависимость от мужей и объявлял их собственностью семьи, а не общества. Кодекс также запрещал женщинам посещать политические собрания и носить штаны.
В антимонархической революции 1848 года французские женщины играли весьма активную роль. Они основали несколько феминистских клубов и газет, участвовали в сражениях и уличных акциях, подавали петиции временному правительству за избирательное право и даже пытались выдвигать кандидаток из своих рядов. Женщины из рабочего класса повысили свои экономические требования, отвечающие именно их специфическим интересам. Однако все эти усилия оказались бесплодными. Всеобщее избирательное право для мужчин, принятое в 1848 году, исключало женщин; школьная реформа, введшая начальная образование для девочек, поставила его под контроль католической церкви. Некоторые участницы революции были отправлены в тюрьмы или сосланы. Феминистские организации были разгромлены на волне всеобщих репрессий.
Похожая схема событий имела место во времена Парижской Коммуны в 1871 году. Ее конец стер с лица земли те слабые ростки феминистского движения и немногочисленных радикальных женщин, которые принимали в ней участие. Не было никакого женского движения до 1883 года, когда появилось Общество за избирательное право для женщин. Но француженки не смогли добиться признания своих прав человека и права голоса до 1938 года.
В Германии феминистское движение испытало на себе влияние поднимающегося германского национализма. Журналистка Луиза Отто, разочаровавшись в дебатах о конституции будущей объединенной нации стала редактировать феминистскую газету. «Они в своих рассуждениях помнят только о половине человечества», говорила она. «Когда они говорят о людях, они не подразумевают женщин». Луиза и другие женщины, участвовавшие в революционных событиях 1848 года, приходили к этому простому выводу снова и снова. Сражаясь на баррикадах они подвергались такому же преследованию и точно так же отправлялись в тюрьмы, как и революционеры-мужчины, однако, когда они выдвинули программу полного равноправия женщин, они встретили мужское равнодушие и сопротивление.
Реакция, последовавшая за разгромом революции, обнулила все организационные попытки женщин. В большинстве германских государств законы, принятые в 1850 годы запрещали женщинам и несовершеннолетним посещать любые политические встречи и вступать в политические объединения. Однако в последующее десятилетие из обществ поддержки жертв неудавшейся революции вновь выросли автономные женские организации.
Во Франции, где женщины активно участвовали в революционных движениях (1792, 1848, 1870гг.), создавая в каждом случае отдельные женские организации, которые выдвигали довольно продвинутые феминистские требования. Организации были недолговечны; их быстро разгоняли репрессивные режимы и реакционные власти. Кодекс Наполеона, составленный католической церковью и принятый в 1804 году, приравнивал замужних женщин и детей к душевнобольным и проституткам, к политически несостоятельным, ограничивал женские экономические и юридические права, ставил женщин в экономическую и юридическую зависимость от мужей и объявлял их собственностью семьи, а не общества. Кодекс также запрещал женщинам посещать политические собрания и носить штаны.
В антимонархической революции 1848 года французские женщины играли весьма активную роль. Они основали несколько феминистских клубов и газет, участвовали в сражениях и уличных акциях, подавали петиции временному правительству за избирательное право и даже пытались выдвигать кандидаток из своих рядов. Женщины из рабочего класса повысили свои экономические требования, отвечающие именно их специфическим интересам. Однако все эти усилия оказались бесплодными. Всеобщее избирательное право для мужчин, принятое в 1848 году, исключало женщин; школьная реформа, введшая начальная образование для девочек, поставила его под контроль католической церкви. Некоторые участницы революции были отправлены в тюрьмы или сосланы. Феминистские организации были разгромлены на волне всеобщих репрессий.
Похожая схема событий имела место во времена Парижской Коммуны в 1871 году. Ее конец стер с лица земли те слабые ростки феминистского движения и немногочисленных радикальных женщин, которые принимали в ней участие. Не было никакого женского движения до 1883 года, когда появилось Общество за избирательное право для женщин. Но француженки не смогли добиться признания своих прав человека и права голоса до 1938 года.
В Германии феминистское движение испытало на себе влияние поднимающегося германского национализма. Журналистка Луиза Отто, разочаровавшись в дебатах о конституции будущей объединенной нации стала редактировать феминистскую газету. «Они в своих рассуждениях помнят только о половине человечества», говорила она. «Когда они говорят о людях, они не подразумевают женщин». Луиза и другие женщины, участвовавшие в революционных событиях 1848 года, приходили к этому простому выводу снова и снова. Сражаясь на баррикадах они подвергались такому же преследованию и точно так же отправлялись в тюрьмы, как и революционеры-мужчины, однако, когда они выдвинули программу полного равноправия женщин, они встретили мужское равнодушие и сопротивление.
Реакция, последовавшая за разгромом революции, обнулила все организационные попытки женщин. В большинстве германских государств законы, принятые в 1850 годы запрещали женщинам и несовершеннолетним посещать любые политические встречи и вступать в политические объединения. Однако в последующее десятилетие из обществ поддержки жертв неудавшейся революции вновь выросли автономные женские организации.
Reply
Leave a comment