Про изложение

Apr 07, 2012 15:06

Вы знаете, поскольку я в последнее время часто имею дело с подготовкой к ГИА, я все чаще и чаще подумываю о том, чтобы создать какой-то свой собственный ресурс, на котором была бы собрана вся-вся информация о том, что может быть хоть как-то связано с этой деятельностью и преподаванием русского языка вообще. Но поскольку пока у меня такой площадки нет (точнее, она даже есть, но ее оплатить надо), приходится иметь дело с ЖЖ и выкладывать какие-то отдельные мысли сюда. Возможно, за лето я что-то свершу в этом направлении, либо создам отдельный журнал, куда буду писать исключительно на преподавательскую тему, но сам формат блога - немного не то, что мне нужно. В общем, речь не об этом. Это я просто пытаюсь оправдать кучу постов не мало кого интересующую тут тему.

Итак, я хочу написать про изложение.

Почему вдруг про изложение? Потому что изложение - это задание С1 в ГИА, это один из основных и принятых (и вроде как проверенных временем) способов контроля и т.д. и т.п. Но. Видите ли, хоть я и была отличницей в школе, хоть у меня и нет проблем с выражением собственных мыслей и пониманием чужих, изложение меня научило только одному - быстро писать. То есть не запоминать как можно больше, не пытаться уловить какие-то мысли, микротемы и так далее, а просто быстро писать. Конечно, нельзя сказать, что это умение совсем бесполезное, но этому же меня учили на литературе с 5 класса, на курсах в МГУ, а потом еще 5 лет в институте. И, разумеется, в один прекрасный момент научили. И если в этом есть какая-то заслуга изложений, она, увы, минимальна.

По сути, изложение (кроме все тех же орфографии-пунктуации) должно проверять умение анализировать текст, находить в нем самое главное и пересказывать все это своими словами. Если сжатое - то сжато пересказывать. Я не пересказывала никогда. Я выписывала максимум, а потом складывала из всех этих слов предложения (примерно так же, кстати, я писала в школе сочинения по литературе). Понятно, что скомпоновать тоже надо суметь, но какой в этом смысл? И почему именно на слух?

Больше всего меня тут, конечно, напрягает восприятие на слух. Я ведь училась быстро писать не потому, что мне тяжело было тему вычленить или еще что-то. Мне было тяжело все это уловить на слух и, что еще страшнее, запомнить. Более того, умея быстро писать, я не видела смысла в том, чтобы улавливать и запоминать. Об этом я задумываюсь сейчас после разговора со своей новой ученицей - «пока формулирую первую микротему, уже начинается вторая, начинаю писать вторую - забываю первую». Примерно так же было у меня. И я не знаю, как с этим бороться. Ускорять чтение с каждым разом? Учить писать как можно быстрее?

Видимо, да, одно из двух. Но если бы у меня была возможность повлиять на что-то, кроме знаний своих учеников, я бы предложила другое решение. Я бы отменила изложение как таковое и заменила его на пересказ текста, который будет лежать на столе перед учеником. Пересказ максимально близкий по смыслу, но максимально далекий по словарному запасу. Научиться выражать чужую мысль абсолютно своими словами - вот задача, решение которой продвигает человека к умению владеть языком! А не умение воспринять на слух и воспроизвести максимально точно, сохраняя стилистику и что-то там еще.

Педагогическое, Филология - наука о любви

Previous post Next post
Up