«Утомленные солнцем», часть вторая

Apr 22, 2010 21:47

Сегодня посмотрели «Утомленные солнцем 2: Предстояние». Хм. Честно говоря, ожидала худшего. Т.е. вообще ожидала какого-то другого кино. Если коротко, мне фильм понравился. Понравился больше, чем «Утомленные солнцем» пятнадцатилетней давности. Если длиннее, мне кажется, что это как раз тот фильм, который может нравиться или не нравиться по одним и тем же причинам. Но пойдем по порядку.

Во-первых, «УС-2» совершенно не похож на первую часть. Совершенно. Это вовсе не фильм о двух героях, которых что-то там связывает или разделяет, и не о героях вообще. Это фильм о войне в разных ее проявлениях, и ни о чем больше. А герои понадобились режиссеру, чтобы снимать фильм не как документальный альманах типа «было так, а еще было вот так, а еще и вона как бывало». То есть коммерческий ход, о котором мне думалось раньше, тут ни при чем. Вот честно, этот фильм появился вовсе не потому, что Михалков решил заработать денег на добром имени комдива Котова, а потому, что Михалков захотел снимать войну. И две серии он снял тоже не ради денег, а ради того, чтобы снять все, что он хотел снять.

Собственно, по этой самой причине «Предстояние» - до безобразия бессюжетное кино. И это то основное, за что фильм будут ругать критики, но за что его же полюбят другие критики. Михалков снял несколько совершенно разных эпизодов Великой Отечественной и связал их между собой одними героями. Почему нельзя было придумать новых героев? Потому что тогда пришлось бы сочинять для них какие-то родственные связи, придумывать им какую-то историю - и, что самое ужасное, уместить все это в отнюдь не резиновый фильм. Ведь если просто показать, мол, вот он бывший комдив Котов, вот она его дочь Надя, а вот он тот тип, который в свое время арестовал Котова - зритель же не поверит. Зритель же спросит, кто все эти люди и почему он вообще должен смотреть, как они тут в окопах сидят и мосты взрывают... И тогда придется снимать еще кучу всего в ущерб военному бытописанию (а фильм по сути - чисто бытописательный), но ведь Михалков-то хотел снимать именно войну!

В-третьих, в фильме на удивление мало Меньшикова (он тут вообще ни при чем на самом деле))) и даже мало самого Михалкова (вот это уже удивительно). Котов теперь не комдив, а бывший комдив (и неправда, что «бывших офицеров не бывает»), Митя Арсентьев по фронтам не мотается (а фильм-то про войну, а не про Митю Арсентьева), Надя выросла, но все же осталась смешной девочкой с бантиками, жену Котова теперь играет Толстоганова, из первого фильма фигурирует еще танкист, которого сыграл Евгений Миронов... Кстати, о танкисте. Я считаю, что из всего до предела звездного состава этой картины (звезды даже в массовке!) Миронов сыграл лучше всех. У меня лично слезы лились в три ручья. Капитально на слезу меня пробило три раза - в эпизоде с Гармашом, в эпизоде с Мироновым и в эпизоде с раненым солдатиком и Надей. Были и другие моменты, но те все же не так, как перечисленные три.

Четвертое и последнее - музыка. Эдуард Артемьев... Но да, об этом я уже писала по поводу первых «Утомленных» и повторяться не буду. Единственное, одна тема из фильма упорно вызывала ассоциации с какой-то композицией Pink Floyd... Оказалось, The Trial из The Wall. Теперь у меня все. 

Кино-театр

Previous post Next post
Up