![](http://pics.livejournal.com/ursakot/pic/0004pb8q/s320x240)
Мой американский знакомый, узнав, что я собираюсь на ЗИББ, предупредил меня: "Учти, за три потерянных часа, проведенных в кинотеатре, ты будешь усиленно стареть, наблюдая, как Бред Питт молодеет". Но разве такой фразой можно отпугнуть меня от фильма, являющегося претендентом на "Оскар"?
Итак, я отправилась в кино. Самое загадочное в этой загадочной истории то, что фильм мне понравился. Вопреки ожиданиям. Картину Девида Финчера часто обвиняют в "затянутости" и медлительности, однако мне она совсем не показалась таковой. Каждый эпизод, взятый по отдельности (а в фильме структура эпизодическая), представляет собой законченную историю, внутри которой есть и экспозиция, и кульминация, и развязка. В этом плане нельзя не похвалить сценариста, он великолепно справился с эпизодической структурой картины. Кстати, основой сценария послужил одноименный рассказ Френсиса Скотта Фицжеральда.
Проблема фильма (и сценария) в другом - в том, что в "Загадочной истории Бенджамина Баттона" не оказалось ничего загадочного. Сюжет совершенно лишен интриги, неожиданных поворотов, предсказуем от начала и до конца. В 1918 году, в Новом Орлеане, родился необычный малыш, тело которого было измождено старческими недугами, как если бы ему было 80 лет.
![](http://pics.livejournal.com/ursakot/pic/0004sd83/s320x240)
По мере взросления, Бенджамин начинает молодеть и проживает жизнь в обратном порядке - от старости к младенчеству. Он встречает и теряет близких, путешествует по всему миру (особенно впечатляет гламурный Мурманск времен второй мировой), меняется во времени и со временем.
Однако изменения эти - внешние. Что за человек Бенджамин Баттон, какой у него характер, какие события влияют на него и почему - нам не рассказывают. Бенджамин Баттон проживает свою жизнь, нисколько не изменяясь внутренне. Герой фильма, таким образом, абсолютно лишен развития.
И все же я сидела, смотря на экран, как завороженная. Ведь в каждом новом эпизоде Бред Питт (да, именно он играет Бенджамина, я забыла упомянуть) становится все моложе и красивее. Пост-продакшн творит удивительные чудеса. И единственная "интрига" "Бенджамина Баттона" - это лицо Бреда Питта. А насколько он изменится в следующей сцене? А каким он станет? - вот эти зрительские ожидания и помогают истории продвигаться вперед. В общем и целом, необычно, однако это вовсе не то что я назвала бы "добротной сценарной основой".
![](http://pics.livejournal.com/ursakot/pic/0004qwrz/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/ursakot/pic/0004r5r9/s320x240)
Бред Питт и чудеса пост-продакшн
Тем не менее, фильм создает особое настроение, в этом ему не откажешь. Настроение медитативно-философское, грустное и светлое одновременно. Наверное, это достигается контрастом тематики фильма (в основном там показывают смерть героев) и красоты, даже какой-то "полированности" съемки. Красота актеров (Бред Питт и Кейт Бланшетт), красота декораций, красота костюмов, красота натурных съемок. Все это врезается в память и создает позитивный настрой, который уравновешивается лейт-мотивом движения человека к смерти.
ЗИББ часто сравнивают со знаменитой картиной Роберта Земекиса "Форрест Гамп". Якобы, "Бенджамин Баттон" - это копия "Форреста Гампа". Зря сравнивают и зря так говорят, как мне кажется. "Форрест Гамп" - это фактически социальная сатира на американское общество времен расцвета политкорректности. (Не все воспринимаю этот фильм как сатиру, но как бы то ни было, "Форрест Гамп" - это социальные песнопения на американские мотивы). ЗИББ - это сага о жизни и смерти, предельно абстрагированная от каких бы то ни было реалий, по сути дела, медитация, фантазия на заданную тему, но уж никак не фильм об американском обществе. Все параллели, которые можно провести между фильмами, исключительно поверхностны.
А теперь главный вопрос. Достойна ли эта картина "Оскара"? Является ли она лучшей в 2008-ом году. Мое личное мнение - нет, не является. В ней нет ничего нового в плане кинематографии, сценарий, как видно, имеет массу недостатков, актерская игра (вследствие неразвитости героев) остается абсолютно анемичной. Где ей тягаться с "Миллионером из трущоб"? С картиной Денни Бойла, на мой взгляд, может соперничать только один фильм из номинированых на "Оскар" в этом году. Но о нем в следующей заметке.