Dec 29, 2012 13:26
Изумительно красоты рассказ почерпнут мной из "Повседневной жизни русского путешественника в эпоху бездорожья" Николая Борисова:
«Вот как со слов Саввы Мамонтова рассказывал о начале железной дороги художник Константин Коровин, дед которого арендовал у казны право на содержание ямской гоньбы по той же самой Троицкой дороге.
"Наш поезд отошел от станции Москва.
- Видите шоссе, - сказал Мамионтов, показывая в окно вагона. - Оно - на Троице-Сергия. Это место памятно мне. Давно, когда еще был мальчишкой, я пришел сюда с отцом. Тут мы с ним сидели у шоссе и считали идущих к Троице-Сергию богомольцев и подводы, идущие с товарами. Каждый день отец заставлял меня приходить сюда по утрам, считать, сколько пройдет и проедет по дороге. Отец хотел узнать, стоит ли строить железную дорогу. Тогда, в Пушкине, я помню, не было никаких дач. Глухие леса, иногда по дороге проезжал дормез с господами. Ведь это мой отец виноват, это он разорил невольно вашего деда Михаил Емельяновича. Вам принадлежала дорога до Ярославля и право по тракту "гонять ямщину", как прежде говорили..."
Сам Коровин вспоминал эту историю с большой долей грусти.
"Уже прошла Николаевская железная дорога и окончена была до Троице-Сергия, а также построена была дорога и до Нижнего Новгорода. Так что ямщина была закончена. По этим дорогам уже редко кто ездил на лошадаях: ямщина была не нужна... Значит, отец сказал: "Я разорен", потому что дело кончилось. Троицкую железную дорогу провели Мамонтов и Чижов, друзья моего деда...»
вот это и есть настоящая история
сам процесс,
работа