Jan 22, 2010 01:37
Я собирался написать про первые четыре книги нового фэнтезийного цикла известного автора, но внезапно оказалось, что четвёртая книга является и последней, что не может не радовать на фоне бесконечных или почти бесконечных сериалов многих других фэнтезистов; так что вышло, что я пишу про законченный сериал. В русском издании, кстати, он называется "Разделяющий нож", и этот перевод мне кажется довольно неудачным, потому что создаётся впечатление, что речь идёт о ноже, который отделяет что-то от чего-то (что вполне естественно для ножа), но на самом деле это нож, который делится чем-то с кем-то, а именно - делится заложенной в него смертью со Злыми, и это единственный способ их убить. Откуда берутся Злые, точно неизвестно, modus vivendi их прост - поглощать жизнь из всего окружающего, кроме некоторых животных и людей, которых они обращают в рабов и заставляют охотиться на других живых существ и приносить их Злому. Защититься от порабощения способны только люди из племени (или расы) Стражей Озера (Lakewalkers), поголовно обладающих специфическими магическими способностями. Живут они обособленно, и относятся снисходительно и чуть ли не презрительно к остальным, коих именуют фермерами. Те же боятся и не доверяют Стражам Озера из-за их "магии" и жутких слухов об их обрядах и образе жизни. Герои книги, юная крестьянка Фон и немолодой Страж Озера Дэг, влюбляются друг в друга и решают попытаться разрушить это отчуждение, изменить это положение вещей, при котором нет места, где бы их союз и их дети могли быть счастливы.
Книги, что типично для Буджолд, читаются легко, герои располагают к себе и увлекают с первых страниц, на которых появляются. Что также у неё не редкость, основой в них является общение, взаимоотношения между персонажами, но такой сюжет, с приключениями социально-психологическими, у Лоис Буджолд работает не хуже, чем с военно-авантюрными. Немного озадачивает изображённое общество, по крайней мере, в той части мира, где происходит действие - нет государств, нет армии и войн, даже сил защиты правопорядка нет - хотя их функции иногда берут на себя Стражи Озера. Жизнь на первый взгляд исполнена пасторального спокойствия, хотя согласно легендам и преданиям, в своё время мир претерпел то ли техногенную, то ли магогенную катастрофу, в которой погибло большинство достижений человечества. Я думаю, искусственность такой площадки для сюжета выбрана писательницей намеренно, ведь после Барраярского цикла сомневаться в её способностях моделирования общества не приходится.
И, как резюме: мне очень понравилось.
bookz