(no subject)

May 15, 2011 20:56


«А смерть Кощея на конце иглы...»

Из русской народной сказки.

Как Вы держите шпагу, д´Артаньян?(I)

или исповедь ещё одного «чайника»

(одна полумемуарная история).

Эта история началась во ещё вовремя моего обучения в медицинском институте после прохождения практики та третьем, если мне не изменяет память, курсе в туберкулёзном диспансере. Главная задача тогда была научится правильно колоть вены. Забирать кровь, делать внутривенные инъекции, накладывать инфузии или, как бы сейчасм сказали, внутривенные канюли. Правда, канюль тогда ещё никаких не было. Были обычные иглы, которые закрепляли пластырем, которые при этом просто торчали из вены и над которыми тряслись анестезиологи во время наркоза как осиновые листы.

Обучали нас всему этому искусству медсёстры. Пациенты обходили нас, будущих эскулапов, по большой параболической кривой. Потому что почти каждый из них тогда считал, что студенты над ним делают эксперименты. И был этот почти каждый, между прочим, недалёк от истины.

Мой, тогда ещё живой отец, спросил как-то, каким образом я делаю эти самые внутривенные инъекции. И когда я ему показал, чему меня научили медсёстры, в совершенстве освоившие это искусство, сказал «Это неправильно. Так, как делаешь ты, можно попасть только в место раздвоения вены. Для того, чтобы попасть в вену сверху, нужно держать иглу вот так». Интиллигентно так сказал. И показал. Это я подчёркиваю сейчас, потому что на его месте у меня кроме матерных слов, никаких бы, возможно, и не нашлось. Сказалось образование, полученное им во время войны, куда он ушёл добровольцем, скрыв свой настоящий возраст, по которому не подлежал призыву и четыре послевоенных года тюрьмы. Я неспроста упоминаю биографию моего отца. Она имеет самое непосредственное отношение к теме. На войне мой отец, как получивший среднее медицинское образование, а именно фельдшера, был санинструктором роты. В круг его непосредственных обязаностей входило, в том числе, и оказание первой неотложной помощи раненым в состоянии шока. Выводили в то время из шока, как и сейчас, возмещая объем потеряной жидкости, а для этого нужно было лить физиологический раствор в вену. Ну и, понятное дело, эти вены надо было пунктировать. И, заметьте, пунктировать у раненых, у которых эти вены «найти» было ну очень проблематично.

Второе весьма важно замечание касается самого способа подготовки игл для инъекций.в то время. Стерилизовали тогда иглы путём кипячения и они весьма часто основательно при этом, - да и не только при этом,- тупились. Их приходилось затачивать. Существовали даже специальные приборы для такой шлифовки. Для чего это важно нам занать сейчас? А для того, что тот, кто точил иглы, просто обязан был понимать, где у этой иглы находится режущая часть. Чтобы именно её, эту режущую часть, правильно заточить. Иначе игла как была тупой, так тупой и останется и в вену тогда не попадёшь. Эта ситуация сравнима с той, когда нужно наточить обычный домашний нож. Знание, где находится его режущая часть, совершенно необходимо.

Я не случайно заостряю внимание на таких, в общем то, банальных вещах. Они имеют самое непосредственное отношение к дальнейшему изложению.

Теперь, после небольшого исторического вступления, самое время сказать, а ещё лучше показать, что именно имел в виду мой отец, когда говорил о том, что я держу иглу неправильно -



На схеме вверху под номером 1 обозначено положение иглы, которому обучали нас медсёстры, а под номером 2, как учил меня отец. Этот рисунок, как, впрочем, и все последующие, взят с сайта www.venpunktion.de

Ну и где, спросите вы, у этой иглы режущая часть? А вот здесь -




Отмеченное на схеме вверху красным  и есть режущая часть иглы. А что зелёным то, наоборот, тупое и безопасное, хотя некоторые теоретики и утверждают, что есть опасность «штанцевания» этой самой безопасной частью. Как я это узнал, напишу немного позже, а пока продолжу свою исповедь.

«Нетрадиционная методика» - говорил я отцу. «Как раз строго наоборот, она и есть традиционная» - возражал он. - «Хирург обязан держать скальпель всегда режущей частью вниз. Игла в данном случае и есть такой скальпель, а пункция вены, соответственно, хоть и маленькая, но операция». И разве не так, уважаемые коллеги, читающие эти строки? Разве не являются классикой положение скальпеля в руке как писчего пера, секционного ножа или скрипичного смычка? Все эти три классических способа держания скальпеля в руке хирурга роднит одно - режущая часть инструмента всегда направлена вниз.

Кроме того, мне всегда казалось странным, что способность хорошо попадать в вену должна относится к области искусства медсестры, а не к области знания врача.

Одним словом, я начал использовать эту методику и убедился, что мой отец был прав.

Шли годы. Грянула перестройка. Послушав многочасовые речи Горбачёва и ещё до распада СССР я понял, что нужно уезжать из страны, что мы всей семьёй и сделали в 1996 году, воспользовавшись национальностью моей жены. Да, да, эта самая «колбасная эмиграция», четвёртая волна. «Я не эмигрировал. Я отъехал от Родины на безопасное расстояние» как писал некто в интернете.

Я идеализировал «заграницу». Я делал это на подсознательном уровне. Наше мнение о том или ином предмете формируется на основе той информации, которую мы получаем из прессы и телевидения. А пресса и телевидение состояла сплошь из туристов-журналистов. «Не путайте туризм с эмиграцией» - это как раз про них. Ведь чтобы понять ситуацию, нужно оказаться внутри неё. Причём, побыть в ней при этом достаточно долго. Оказавшись же внутри, вы замечаете изменение своего мировоззрения. Сначала вы видите различия. А потом вдруг замечаете, как же всё похоже на то, что было у вас на Родине. Сначала «Ах!» и вообще много раз «Ах!» с восторгом от второй до третьей степени тяжести. А потом...тьфу, да это же наше родимое дерьмо... За что боролись... Люди везде примерно одинаковы. И, зачастую, одинаков вектор рождаемой ими тупости, который не знает границ и национальных различий.

К моменту эмиграции одноразовые канюли для внутривенного введение лекарственных веществ только начали появляться в украинской медицине, поэтому оценить их мне пришлось уже в Германии. До отъезда проблем с пункцией вен не было, т.к. пунктировать приходилось обычной, хоть и одноразовой, иглой.

И что же я увидел в Германии, ещё только пытаясь в ней стать врачом? Правильно. Эти самые красивые пластиковые одноразовые канюли с... иглой, жёстко зафиксированной «по медсестрински», срезом вверх т.е. именно так, как указано на первой схеме под номером 1 на схеме внизу под номером 4 и как не рекомендовал мне мой отец.
     ......................................................................................................................................................................................................................................

(Мне не удаётся ввести соответствующие графики в текст, без которых дальнейшее изложение невозможно, поэтому всех интересующихся приглашаю читать  вот здесь - venpunktion.de/ru Щёлкать на 1)
Previous post Next post
Up