Почему все сказочники были так несчастны в личной жизни?! Андерсен так и остался одиноким. Льюис Кэррол - тоже. Бальзак перписывался с возлюбленной 10 лет и женился лишь за полгода до смерти (некоторые утверждают, что именно женитьба его и доконала). Олеша, автор "Трех толстяков", посвятил книгу любимой девушке, но она вышла за другого. Олеша
(
Read more... )
Очень забавно сомтряться смотрятся "предсказания" футурологов и фантаство уже даже 80х годов. А уж тем более 19 века :))
http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/01/26/2667c6.jpg
Ну, некотьоыре лит.критики говорят, что подростковая литература - это "литература сильный эмоций".
Т.е. мировоспритие автора обычно все воспринимет несколько гипретрофировано - героические герои, злобные злодеи, сильные страсти, яркие приключения и т.п.
Так как подросток вопринимет мир - очень контрстно и резко эмоционально.
По настоящему взрослая литература она по идее длжна быть несколько тоньше и неоднозанчнее. Жизнь и герои - сложнее, финалы - открытиее, добро и зло - сильнее перемешаны.
Правда, должен сказать, что хорошая подростковая литература она уже тоже ставит сложные вопросы. Где кончается дружба и нанчианет предательство? Так ли однозначно добро и зло? И т.п.
Ну и плочти обязательный мотив подростковой литературы - становление, возмужание героя (независимо от пола).
Т.е. он пдолжен пройти некий путь испытаний, где он обретает новые (или собственные досере нераскрытые) силы и способности, понимате чтото новое для себя - о мире, о людях, о жизни, о добре и зле, о себе самом.
В этом смысле "Малыш и Смок" или "Морской волк" Дж.Лондона - вполне себе подростковая литература :)
А детская литература - она очень заметна. Даже не оптом что позхожа на сказку, а потому что там вске гораздо более однозначно. Вот - Добро, вот - Зло. Маленькие дети еще не могут понять неоднозначность этих понятий. Поэтому в десткой литературе все просто :)
Кстати, как раз в этмо смысле серия про "Гарии Поттера" очень удачная. Там с каждой новой книгой герои становятся все сложнее и неоднозначнее. От абсолютно черно-белых в самом начале, до довольно сложных в конце - когда приходятся уже сомневаться даже в самых близких и положительных героях (да и в отрицательных тоже), т.к. в их прошлом открыватеся много неожиданного.
Reply
(The comment has been removed)
Короче в подросткой литературе всегда что-то немножко "слишком" :)
А на счет становления героя - это древнешая арехетипическая тема: инициация!
Ребенгка изымают из тепличных домашний условий - подвергают тяжким иыптаниям - и на выходе получается уже мужчина-воин (способный без опоры на родителей принимать ложные жизненные решения)!
Символический смысл инициации (и любого возмужания): "Ребенок умирает - Мужчина рождается!"
Это очень глубокие вещи - они есть во всех культурах мира.
Reply
(The comment has been removed)
Я думаю, "детская" и "подростковая" литература решает похожие задачи, но на разных уровнях.
Передать какие-то важные знания, какие-то "схемы" в сложном "взрослом" мире и жизни.
Только в первом случае на каком-то более простом, щадящем уровне.
А во втором - в более сложном и опасном - так сказать "дать понюхать пороху" немного :)
Хотя по правде договоря, если взять оригинальные народные сказки/мифы или просто старые сказки вроде братьев Гримм (не вылизанные современными литредакторами). То там даже для маленких детей все довольно жутенько. И кровища и смерть и расчлененка :)))
В общем раньше детей щадили меньше)))
А что до качеств... Времена меняются и требования ко взрослым людям меняются...
Но все равно есть вещи важные на все времена.
- Оторваться от "маминой юбки"
- Умение самостоятельно принимать сложные решения
- Понимание, что за все приходится платить
- Испытать свои силы в испытаниях и часто открыть их заново (потому что не все подозревают о своих реальных силах и возможностях)
- Испытать боль (в ширком смысле слова - душевную, телесную)
- Испытать любовь к противоположному полу (и не только любовь, но переждить предательство, сомнения, "треугольники")
- Понять кому доверять, кому не доверять из людей/друзей
- Побывать в сиутации "жизнь или смерть"
- Ответить для себя на "самые важные вопросы" (экзитенциальные - зачем жить? во что верить? чему себя посвятить? В общем на те вопосы, на которые уже нет готового "правильного" ответа для маленьгих детей - каждый должен сам найти на них ответ ДЛЯ СЕБЯ)
Именно с этим всем приходятся превые столнуться именно в подростковом возрасте - на пороге возмужания.
Века идут, но суть и набор этих основных проблем/вопросов по сути не меняется.
Единственное, что сильно изменилось в этом смыслы за последние 100-200 лет - это гендер.
Раньше инициация касалась почти исключительно мальчков - именно им приходилось брать на себя груз решений, отвественности, роль воина, охотника, добытчка. Роль женщины была зависимой и вспомгательной (при муже).
То в ныншем мире роли почти уравнялись и девочкам точно так же нужен "большой переход" - т.к. во взрослой жизни им теперь приходится решать все те же вопросы, что и мужчинам: направлять свою жизнь, принимать решения, бороться, добывать и т.п.
Я думаю, не нужно далеко ходить за примерами нынешних книг/фильмов, чтобы увидеть что подростковая литература "для девочек" уже почти ничем не отличается от подростковой литературы "для мальчиков".
Reply
(The comment has been removed)
Ой, нет! Только не это)))
Как человек, который еще не успел забыть, что он чувствовал, когда был подростком, могу уверенно сказать, что ЭТО НЕ РАБОТАЕТ :)
Это еще детям детсадовского возраста можно что-то "привить". Ну может быть "младшего школьного".
Но подросток воспринимтаь просто таки "в штыки" любые попытки, что ему "прививать" или "читать морали".
Подросковый возраст - это возхраста "разрушения", "переоценки ценностей". Это когда человек впервые дорастает до того уровня, когда начинаешь ощущать себя "взрослым" и стаивть под сомнение любые "хорошо" и "плохо", которым учили родители :)
Пытаться чтото навязывать в этом возрасте вызывает как минимум смех и издевательства, а как максимум - бешенное противодействие.
Я думаю, в литературе для такого возраста не должно быть никакой этакой менторской дидактичности ("делай это, не делай то").
Я это возрасте работает разговор как с равным (даже если подроско еще не дотягивает до взрослого по знания и здравости суждений).
Честный равный разговор (вместо "я родитель(учитель) - ты дурак"), постановка проблем/вопросов (вместо "предложить готовые ответы"). Это работает.
У вируозов полуается даже таким образом чтото прививать. Но это реально высший пилотаж игры в поддавки :)
> Это да, это видно невооруженым глазом - Белоснежка возглавила банду гномов )))
Ага) А "Ганзель и Гретель" - там вообще триллер с расчлененкой "категории R"))) Который в политкорерктных США только от 21+ )))
> Сейчас даже девочковая версия Супермена появилась
Так сейчас все появляется в девочковых версиях. А "Assassin Creed"? А "Tomb Raider"?
"Голодные игры" - вообще главная героня девушка-подросток!
А она там главнвый протагонист и возмутитель спокойствия :)
В такое время живем :)
> Но мне тут пришли на ум Сумерки - а это сугубо девичья история. Даже не девичья, а женская. Она просто пропитана эстрогеном :Р Занимается сугубо женскими страхами. Мне даже удивительно, насколько никто об этом до сих пор не написал.
Как это??? Я об этмо писал))) Только уже не помню где)))
"Сумерки" - очень клисиический пример заингрывания с сугубо девичьим подросковым страхом перед первым сексом :)))
Так это читается просто аж прозрачно! :)
Мужчина - инороднео существо (вампир, оборотень). Первый укус, который превращает тебя в иное существо!
Это ж все прозрачно: секс превращает в иное существо - была "девочка", стала "женщина"!
Очень хорошо что Вы это тоже заметили. Там это очень тонко сделано и прозрачно :)
Единственно, какую они сделали ошибку - это СЛИШКОМ ЗАТЯНУЛИ :)
Томительный момент пеерд первым сексом можно конечо растянуть на фильм. Ну может на полтора. Но не я 4 полных метра же! :)))
Как говорится, не надо слишком затягивать платофазу)))
Reply
Leave a comment