О Блудном Сыне замолвите слово

Feb 14, 2012 12:17




Кто сказал, что Блудный Сын из притчи - это отрицательный персонаж?! Я задался этим вопросом только недавно. В самом деле: притчи Иисуса вполне можно назвать притчами восточными, а восточные притчи, как известно, предполагают множество толкований. Часто кажущихся противоположными друг другу.

Как мне теперь видится, притча о Блудном Сыне - это иудео-христианский вариант мифа об Эдипе. Только с несколько другой динамикой и развязкой. Бунт против Родителя - это вообще очень распространенный архаичный сюжет. Постараюсь проанализировать его подробнее и беспристрастнее.

Собственно беспристрастность, безоценочность исходного евангельского повествования и натолкнула меня на мысль, что не все так однозначно. Разумеется, первым в голову приходит прямолинейное толкование: сбежал - вернулся - покаялся. А раз покаялся - значит он и есть главный "виноватый" в истории. Все по-детски просто. Я бы даже сказал слишком просто.

Сомнения в этой "святой простоте" у меня закрадываются, когда я вникаю в исход притчи. Почему Блудный Сын в итоге получает все - новые одежды, перстень, пир и любовь Отца, - а Послушный Сын не получает ничего?! Не слишком ли детское это толкования: "будь послушным - и все будет хорошо"?! Что-то тут не сходится...

По другому история начинает видеться, если взглянуть со стороны глубинной психологии. Бунт против Родителя заложен изначально в каждом человеке. Без него невозможен личностный и духовный рост человека. Полное слияние с Родителем, совершенно нормальное для маленького ребенка, по мере роста становится обузой, препятсвием для развития личности. Уже в 3-5 лет ребенок проходит стадию "Я сам", когда внутрення потребность заставляет его стремиться делать элементарные вещи без родительской помощи. А за ним идут и подростковый бунт, и кризис взросления...

С этой стороны притча о Блудном Сыне видится мне историей взросления. И начинается эта история с бунта и разделения, а заканчивается - интеграцией. Блудный Сын уходит из дома Бунтующим Ребенком, а возвращается Взрослым. Мы можем заметить - при возвращении он не говорит снова "детским" языком что-то вроде: "Папочка, прости меня пожалуйста! Я снова буду хорошим и буду всегда-всегда тебя слушаться!" Наоборот - его новая позиция совершенно не претендует на возвращение в роль Дитя и характерна для взрослого взгляда на жизнь: "Да, я уже получил свое наследство и не могу претендовать на роль сына. Но тут голод. А у отца даже наемные работники получают достаточно пропитания."

Фактически Блудный Сын приходит заключать новый договор с Отцом. Он приходит создавать новые отношения с Отцом - с полным осознанием ответственности за свои выборы, адекватной оценкой себя, своего положения, плюсов и минусов возможных вариантов. Это совершенно Взрослая позиция. И заметим, Отец проявляет себя как настоящий Заботливый Родитель - вначале дает сыну полную свободу, в конце - полностью его принимает, без критики, без условий. Это как раз то, чего так не хватает многим родителям и детям в нашей реальной жизни.

То есть при таком взгляде в Блудноим Сыне можно увидеть не историю распутного сопляка, мы получаем историю личностного роста, так необходимого каждому взрослеющему индивидууму. И у этого роста есть свои закономерные этапы: сепарация (отделение от Родителя), принятие личной свободы и доступных ресурсов, путь проб и неизбежных ошибок, принятие личной ответственности и осознанный выбор своей дальнейшей жизни. Фактически, здесь есть еще один завершающий этап, но об этом немного позже.

Еще сильнее эту версию оттеняет параллельная история старшего - Послушного Сына. Фактически в его лице мы имеем Адаптированного Ребенка - не бунтующего, а "приглаженного", послушного Родителя в Ребенке. Он прожил всю свою жизнь без личных границ, в слитом с Родителем состоянии ("Все Мое - Твое! Все Твое - Мое!"). Другими словами - это путь наименьшего сопротивления: "Не думай сам! Делай, что говорят! Подчиняйся! Ограничивай себя! Не бери на себя ответственность!" Бунтующим он становится только в самом конце, когда видит, что его вернувшийся Блудный брат получает баснословные подарки, о которых ему не приходилось даже мечтать. И именно в этой концовке мы можем видеть, что живя с Отцом он так и не вырос во взрослую личность - он так и остался ребенком, который умеет лишь завидовать, ревновать и обижаться. Послушный Сын - это в общем-то Большой Свин: он вроде бы вырос уже большой и хочет подражать Отцу, но внутри так и остался глупым, безответственным Ребенком, который лишь реагирует на внешние проявления, но не видит глубины и значимости ситуации.

Я даже рискну провести здесь параллель с другой евангельской притчей - о зарытом таланте. Получается это именно Блудный Сын получил свой талант (часть наследства), пустил его в рост и заслужил награду, а Послушный Сын - зарыл в землю и свой талант, и свою свободу им пользоваться и получил в итоге лишь обиду и горечь разочарования.

Конечно, я понимаю риск лезть с точки зрения транзактного и юнгианского анализа в подобные вечные истории. Но здесь сама притча поддерживает меня в том, чтобы я воспользовался своей свободой ее истолковать. И тут очень важно будет сказать о том заверщающем этапе, о котором я ужеу поминал ранее. Этот этап - интеграция личности. Мы все носим в себе своего Родителя, даже если наши реальные родители далеко или ушли из жизни. И уже только о личного решения каждого зависит: оставаться ли в состоянии вечного "эдипизма", вечного бунта со своим внутренним Родителем. Или же преодолеть это расчепление личности, выйти за пределы своего детского Эго к более широкому "Большому Я", которое включает сразу и внутреннего Ребенка, и внутреннего Родителя. Именно так я понимаю юнгианский процесс индивидуации - движение от Эго к Самости. Процесс интеграции в себе ранее отвергаемых частей собственной личности, процесс преодоления внутренних конфликтов.

Здесь проходит грань между мифом об Эдипе и притчей о Блудном Сыне. Эдип остановился в расчепленном состоянии личности, не смог простить себя и стал жертвой своего внутреннего критика. Он направил на себя всю свою саморазрушительную агрессию и не завершил свой внутренний рост. Блудный Сын - наоборот, не захотел стать жертвой своих свиней, он прошел до конца по пути индивидуации, интегрировавшись со своим Родителем. Возможно, именно это решение позволит Блудному Сыну в будущем самому стать Заботливым Родителем для своих возможно также блудных детей. А не остаться, подобно Старшему Сыну - злобным и завистливым репликатором родительских догм и запретов...

Так вы все еще считаете Блудного Сына негативным персонажем? :)

психо, my, religio

Previous post Next post
Up