Предпразднично-религиозно-экономическое)

Jan 06, 2012 15:52




Это пост родился как ответ на дискуссию, мол, почему в протестантских странах все так хорошо, а в православных все так плохо.

Для начала, на вопрос "почему Греция - не Эстония" - можно найти массу ответов. Начиная от сравнения "балтийско-скандинавского" и "южноевропейского" темперамента. Тем более, что финансовые показатели прозрачно намекают, что вслед за Грецией скоро могут посыпаться и католические Италия с Испанией и Португалией. Вообще-то трудно сравнивать культуру "норманов", которые привыкли ежедневно силой вырывать у суровой природы победу в борьбе за существование, и расслабленную южную "культуру сиесты". Тут и там отношение к труду совершенно разное.

С другой стороны, если сравнить даже самые "ленивые" христианские страны со странами "индуистской" или "экваториальной" культуры, тот тут сравнение будет далеко не в пользу последних.

И наоборот, если сравнить самые протестантские страны с азиатскими странами так называемой "рисовой культуры" (Япония, Китай, Корея), то последние явно выигрываеют (если не по абсолютным показателям, то по скорости роста в разгар кризиса). Оно и неудивительно, перенаселенность, ограниченность в ресурстах и сложность обработки рисовых полей воспитали в людях Юго-Восточной Азии колоссальное терпение, усидчивость с привычку к длительному и тяжелому труду и экономии.

Ну то есть, я могу назвать массу несравнимых факторов из совсем другой области.

Но справедливости ради я должен сказать, что религиозный фактор уже давно пытались исследовать в рамках изучения экономических показателей. Например, есть очень старое сравнительное исследование поведения протестантских и католических рабочих в ответ на материальные стимулы. И тем, и другим в качестве поощрения вдвое подняли почасовую оплату. Но при этом если протестанты стали вкалывать с еще большим рвением, чтобы заработать еще больше денег, то католики рассудили, что теперь ту же сумму, что и раньше, они могут заработать за меньшее время - и стали работать вдвое меньше :)

На счет особенностей православной культуры я, признаться, сам не раз думал. Но я нашел ответ в несколько другой плоскости - не чистой экономики, а - так сказать правового сознания людей. Отличительной социальной чертой практически всех стран "православно-византийской" культуры есть - традиционная КОЛОССАЛЬНАЯ КОРРУПЦИЯ и ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ЗАКОНАМИ. Т.е. традиционно тут уважается не закон, а - ВЛАСТЬ, как таковая. А также ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ с власть имущими и вообще между людьми.

Я думаю, это действительно может иметь какую-то связь с религиозными традициями. В частности, в протестантизме каждый сам должн понимать свою ответственность перед Богом, поэтому там и степерь уважения к законам (даже если никто не следит) - максимальная, так как каждый отвечает перед своей совестью, а не перед кем-то контролирующим. В католических странах это тоже выражено, но не так сильно. К тому же католический мир ориентирован на строгую субординацию (все в конечном счете подчинены Папе через многоуровневую иерархию его наместников), а также строгие своды рациональных правил и предписаний на все случаи жизни.

В православной же традиции кроме четких слов Священного Писания (также как и на Западе признаваемого за абсолютную Истину) есть еще глубочайший пласт Церковного Предания - традиций, историй, легенд и зачастую явных мифов, допускающих очень широкий спектр толкований - от символически-нравственного до буквального. К тому же иерархия священнослужителей в Православии не имеет такого абсолютного заначения и власти, как у католиков. Клирики исполняют скорее церковно-хозяйственную роль, в то же время вопросы догматические решаются коллективно на соборах. Личная же отвественность каждого наибольшим образом проявляется в отношениях со своим духовником, а совсем не с патриархом или епископом. Да и нет в Православном мире единого "патриарха над патриархами", на каждой территории патриах свой (практически ничем не выше и не ниже других патриархов). К тому же очень часто православный патриарх так или иначе подчинен светским властям на данной территории, а не наоборот (как это было в католической части Европы).

То есть исторически православный человек привык жить в мире ОЧЕНЬ ГИБКИХ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ, допускающих очень разные толкования. К тому же строгость исполнения даже этих правил могла очень сильно отличаться в зависимости от того КТО ТЫ и КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ у тебя со своим личным духовником. Порой это напоминает старый грузинский анекдот (кстати, Грузия - тоже страна традиционного православия):

Сидят за столом два грузина:
- Ты почему не пьешь?
- Мне мой врач запретил.
- Мне мой тоже запретил! Но я ему заплатил - он мне разрешил! :)))

Или говоря иначе, то, что для простестанта звуит как: "Нельзя! Потому что никогда нельзя!", для католика звучит уже как: "Нельзя, пока Папа не разрешит!", а для православного часто как: "Вообще-то нельзя! Но если очень хочется, то можно договориться с кем нужно!" ;)

Ну вот понятно, что с таким отношением к закону и общим правилам очень трудно добиться РАВНОЙ конкуренции, которая имеет очень важное значение для развития свободной экономики. В результате вместо честной конкуренции на рынке идет "конкуренция манипуляций" - у кого больше связей во власти, кто заковыристее истолкует правила (чтобы и вроде бы не нарушить, но и в свою пользу), кто интригами сильнее подставит своего "нечестивого" конкурента. Т.е. хорошо заработать не имея связей во власти практически нельзя, или даже имея больше денег и ресурсов невозможно выиграть в тендере, не всегда возможно получить честную оценку за свои знания (если даже ты получишь честно, то ктото рядом может получить за деньги и связи - большую) и т.д. То есть очень многие могут истолковывать для себя такой подход как: "Правила не важны! Человеческие законы не важны! Процедуры и не важны! Важны человеческие отношения!"

А человеческие отношения часто сами знаете как проявляются! Вместо назначать менеджера по уму - назначают по родству (кума, сына, брата или хотя бы представителя своего "клана"). Вместо беспристрастной оценки эффективности - личная симпатия. Вместо равенства прав и возможностей - враги и любимчики. И разумеется - это все исподволь подрывает и экономику, и законность, и стимулы для человеческого развития.

Хотя, как я уже говорил, это далеко не единственный фактор, влияющий на жизнь и экономику, но его влияние, боюсь, также нельзя игнорировать.

philo, eco, religio

Previous post Next post
Up