Apr 11, 2011 10:25
А нафига вообще что-то учить?! Опыт изучения английского поменял мое отношение к учебе вообще. Я понял, что за методами, приемами, правилами и усилиями я всегда упускал в учебе такую важную вещь, как мотивация. Наверное, даже самую важную.
Я точно могу сказать, что мне всегда НРАВИЛОСЬ УЗНАВАТЬ что-то новое. Всю жизнь, сколько помню себя, с самого раннего детства. Еще до школы, сидя на горшке я с упоением смотрел передачу "Очевидное-невероятное" и другие научно-популярные фильмы. Помню, как в детском шоке обходил этаж за этажом естественно-научный музей, рассматривая скелеты динозавров, засушенных паучков и чучела гигантских океанических рыб. Позднее в школе, я испытывал неподдельную радость, когда мне одному из первых в классе удавалось правильно построить высоту и медиану, на уроке геометрии, помню, как я с удовольствем разбирал схемы сложнейших задачек по физике и возбужденно перелопачивал не по годам толстый институтский учебник "Общей химии", чтобы создать собственный рецепт взрывчатой смеси, перемешивая стащенные из школьной химлаборатории реактивы.
В то же время, не могу сказать, что мне очень нравилось УЧИТЬСЯ - в смысле изучать то, что мне не было особо инетересно узнавать. Я старательно запоминал даты сражений и нашествий из учебника истории, зубрил правила русского языка и обществоведение - но скорее для того, чтобы получить хорошую оценку в конце четверти и в году, а не потому, что мне это было так уж интересно узнавать.
И уж совсем я ненавидел, когда меня УЧАТ. К этому относилось все то, что у меня получалось плохо, к чему не было интереса и в полезности чего для себя я сильно сомневался. Так я помню, как ненавидел уроки английского, двухкилометровые кроссы на физкультуре, где я "умирал" еще на первом километре. Я помню, как просто-таки сбежал из спортивной секции по самбо-дзюдо, куда пошел "за компанию" с другом, но пришел туда чуть позже, чем начали другие, и быть там все время последним превратилось для меня в медленную пытку.
Теперь я понимаю, что разница между всеми этими случаями только в одном - в моей МОТИВАЦИИ! Мне было очень легко учиться там, где это совпадало моими инетересами и я учил эти предметы в объеме намного превосходящем школьную программу. Мне было скучно там, где мне не было так интересно, но оставалась еще мотивация получить хорошую оценку. И уж совсем ужасно было там, где я не понимал, зачем мне это нужно и где получалось плохо. В этом случае мотивация получалась даже отрицательной - и из чувства протеста, когда меня заставляют делать то, чего я не хочу, и из чувства стыда быть все время среди последних и позориться перед другими.
Теперь я ясно понимаю, что советская система образования всегда очень извращенно подходила к вопросу мотивации. Она была изначально настроена на воспитание в советском человеке ЖЕРТВЕННОСТИ и ГЕРОИЗМА! Она воспитывала будущих солдат Советской Армии, она создавала будущих "винтиков" для коммунистической системы. Мол, Партия приказала - изволь исполнять! Изволь выучить "от сих до сих", изволь пробежать 2 км за 9 минут (и скажи еще спасибо, что без противогаза), изволь знать историю и русскую литературу на зубок, причем не просто так знать, а с ПРАВИЛЬНЫМИ акцентами и оценками, которые расставлены в учебнике. А если ты этого не сделаешь, на тебя - маленького, одинокого и беззащитного - надавит КОЛЛЕКТИВ! Сначала тебя будут позорить перед классом на пионерском или комсомольском собрании, потом - вызовут родителей в школу, если не подействует - то вообще "отлучат", выгнав из школы или института. Надо - значит НАДО!
В то же время минимум усилий тратилось на то, чтобы ученикам ХОТЕЛОСЬ учиться, чтобы им НРАВИЛОСЬ, и уж совсем не приветствовалось, чтобы они ДУМАЛИ САМИ, а особенно, чтобы они СПРАВШИВАЛИ ЗАЧЕМ им изучать тот или иной предмет! Хорошо, если еще попадался умный и харизматичный учитель, который мог хорошо объяснить, мог ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ учеников в своем предмете, тогда это процесс приоретал некий смысл и даже мог быть приятным. Но во всех остальных случаях ученическую биомассу просто ПРОДАВЛИВАЛИ через мясорубку советской школы, при этом фаршируя необходимой СУММОЙ ЗНАНИЙ. Точь-в-точь как в маленькой копии армии - муштра, политинформация, маршбросок! Приказы не обсуждаются, самодеятельность не привествуется, личное мнение никого не интересует! Во многом, насколько я знаю, рудименты этой системы сохраняются в школе и до сих пор.
Я теперь очень хорошо понимаю, почему многие, закончившие советскую школу, воспринимают западные образцы учебников, как "книжки для идиотов". Ведь там, как правило, совершенно другой подход к обучению! Главная надача НЕ впихнуть в ученика максимум ЗНАНИЙ, а - максимально его МОТИВИРОВАТЬ, заинтересовать в предмете. Поэтому там такие большие, красочные и очень простые схемы, поясняющие суть изучаемого, потому написаны они максимально простым и понятным языком "как для идиота". И как правило в этих учебниках ОБЪЕМ знаний принесен в жертву МОТИВАЦИИ их изучения. Главное там - объяснить ученику ЗАЧЕМ ему это нужно изучать, ГДЕ он это потом сможет встретить и применить в своей жизни, главное - научить его ДУМАТЬ самостоятельно, и, если ему будет надо, потом самостоятельно ДОИЗУЧИТЬ этот предмет в большем объеме. Но кому-то, воспитанному в советской системе, такой подход может показаться "примитивизацией" предмета для "тупых и ленивых" учеников. Ну чтож, кто выбрал "путь героизма", того уже трудно спихнуть с этого пути :)
Но с другой стороны, я думаю, смена взгляда на МОТИВАЦИЮ сможет помочь тем, кто достиг слишком мало результатов на "героическом пути" изучения какого-либо предмета. Вдруг ему лучше подойдет "метод для тупых", а фактически - в корне поменять свой подход! Не заставлять себя "делать подвиг", а - найти и осознать СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ и ЛИЧНУЮ ПОЛЬЗУ в этом предмете. Тогда, может быть, и не понадобится ни "героизм", ни "огромные усилия", и результаты станут заметно лучше, и приходить они будут гораздо быстрее.
психо,
english,
my