Архитектура СССР - Константин Степанович Мельников (история)

Jan 21, 2011 16:20

Originally posted by pavelfadeev at Архитектура СССР - Константин Степанович Мельников (история)
Архитектура СССР - Константин Степанович Мельников (история)

Константин Степанович Мельников (22 июля (3 августа) 1890, Москва - 28 ноября 1974, Москва) - русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923-1933 годах.

Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм»; архитектор по сути был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом).

По результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук, проводившегося в 2001 году, К. С. Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов XX века и третье - в мировом списке.





Мельников Константин (1890, Москва - 1974, Москва), советский архитектор, один из лидеров авангарда.

Я закончил образование, и в тот же год закончилась и та жизнь, в которой я 27 лет жил. Получив звание Архитектора, я вступил в Архитектуру, стоявшую на краю пропасти.

Почему же мои работы возбуждают столь сильное любопытство, граничащее с тревогой? Какая причина заставляет их резко выделяться среди других? Почему возникает неприязнь, а вместе с тем и страх перед явной необычностью этих работ, и почему, наконец, в момент ознакомления с ними забывается все перечисленное и сердце наполняется чувством, освеженным тем воздухом, что после грозы? Я знаю: я призван в текущем веке восстановить выродившееся чутье и вновь говорить полной речью архитектурного языка.

Я один, но не одинок: укрытому от шума миллионного города открываются внутренние просторы человека. Сейчас мне семьдесят семь лет, нахожусь в своем доме, завоеванная им тишина сохраняет мне прозрачность до глубин далекого прошлого.

Искусство там, где проявлено творчество, и истинно красивое только то, что создано талантом.

Чтобы быть архитектором, и чтобы им быть по-настоящему, нужно не только красиво рисовать, но и красиво чувствовать, красиво думать и красиво жить и работать.

Не в перекор и не в угоду укладу, составившему общую одинаковую жизнь для всех, я создал в 1927 году в центре Москвы лично для себя дом с надписью “КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ. АРХИТЕКТОР”, настойчиво оповещающей о высоком значении каждого из нас.

Мой павильон и не должен простоять так долго, как Советы; достаточно того, чтобы он продержался до закрытия выставки.

Меня обвиняют в оригинальничанье, в фантастике, в утопичности моих проектов. Между тем фантаст Мельников построил десятки реально стоящих проектов.

Когда европейцы завоевывали Африку, то на пустую консервную банку выменивали слоновую кость, рабов и все что угодно. Жестянка ведь блестит.

Мне кажется, сейчас работать вам гораздо труднее (все согласно кивают головой). Ведь у вас столько возможностей, так много материалов (полное недоумение). Вот я недавно был в Театре-сатиры… Там есть все: мрамор полированный, шлифованный и даже бороздчатый, алюминиевые витражи, огромные полированные стекла, подвесные потолки всех сортов, - в общем, все,. И все блестит. Конечно, работать трудно. Каждый материал ведь надо понять, пережить, а это требует времени и проникновения.

Важны идеи. Мы ведь работали только с кирпичом, деревянными перекрытиями да еще штукатуркой.

Начиная с 1927, мой авторитет вырос в монопольный захват … вот так поступит любовь и с Вами, если она Вас полюбит.

Агрессивным становится любое поле, состоящее из большого числа равномерно рассредоточенных по нему одинаковых элементов, причем степень агрессивности зависит от плотности их расположения. Человек не может выделить здесь одну точку и зафиксировать на ней свой взгляд.

Настоящую катастрофу для глаз создает в иных интерьерах так называемый евроремонт.

Для большинства присутствующих почти всё, что я говорил, было новым и совершенно неожиданным. По их лицам было видно, что они удивлены и даже смущены. Они как-то по-новому рассматривали сидящего в стороне Константина Степановича, который внешне ничем не показывал своего волнения. (Хан-Магомедов)

Мельников круче Корбюзье, и намного. Могу доказать в серьезном споре… Мельников был суперрациональный архитектор, жесткий прагматик, хищный даже, достаточно деловой. И бешено талантливый! Его можно сравнить с Палладио. (Бавыкин)
Источник

culture, art

Previous post Next post
Up