ещё раз о крещении Господнем. с точки зрения евангелиста Иоанна.

Feb 03, 2016 15:34

Ин. 1: 28-34

Иоанн представляет историю крещения Господа Иисуса Христа читателям Евангелия совершенно с другой стороны, нежели Матфей. Прошу понимать правильно - оба евангелиста говорят об одном и том же, но представление события происходит с разных сторон. Что естественно не является противоречием одного другому, но дополнением к уже сказанному.

Если Матфей прилагает всё старание представить Мессию человеком, и не просто человеком, а евреем, да ещё и из царственной династии. Об этом он сразу и недвусмысленно заявляет в самом первом стихе своего повествования Евангелия, представляя Иисуса Христа потомком царя Давида и, как бы для усиления своей мысли, потомком патриарха Авраама. То Иоанн, начиная своё повествование Евангелия, сразу же утверждает Божественное происхождение Мессии, и только в одиннадцатом стихе первой главы, он говорит о пришествии этого Бога на землю к Своему народу. Отсюда и различие в представлении дальнейших событий, описанных Евангелистами, и событие Господнего крещения не является исключением. Просто Евангелисты ставят разные цели в представлении людям одной и той же величайшей Личности, когда-либо жившей на земле.

Евангелист Иоанн представляет Иоанна Предтечу и Иисуса Христа в образе двух жертв, не существующих одна без другой. Эти жертвы описаны в книге Левит 16: 15-22 (история о двух козлах, приводимых для жертвы в специальный день очищения). Смысл этих жертв был в том, что одному животному нужно было умереть на жертвеннике для очищения его кровью святилища и искупления народа Божьего, а на голову другого старейшины вместе со священником возлагали руки и исповедовали свои грехи и грехи всего народа. После этого уводили и отпускали его в пустыню, в землю непроходимую и враждебную как носителя людских нечистот. Эти жертвы приносились только в паре друг с другом, и какому животному умереть на жертвеннике, а какому уходить в пустыню решал Сам Бог через жребий.

Иоанн Предтеча всей своей жизнью показывает бесполезность попыток очищения без очищающей жертвы. Он, будучи из рода священников, уходит в пустыню вместо пребывания в Иерусалимском храме. Ведёт аскетический образ жизни, и питаясь, и одеваясь, и живя, не то, и не в то, и не в том, что производят руки человеческие. Тем самым не только своим видом, но и своим образом жизни отождествляет себя с тем самым ветхозаветным козлом отпущения. Козлом, на голову которого возложены все грехи всего народа Божьего, и который изгоняется в пустыню, чтобы там носить эти нечистоты до самой своей смерти. В пустыню, где нет ничего доброго, нет нормальной пищи, воды, жилья, нормальных условий для существования, туда, где даже, по поверьям древнего мира, Сам Бог не хотел жить, отворачивал Своё лицо от той земли, оставлял её без каких-либо элементарных благословений. Где, по тем же поверьям, была безраздельная власть сатаны.

Иоанн Предтеча, даже объявив крещение покаяния для израильтян в Иордане при Вифаваре, проповедует народу Божьему всё ещё ожидающее их вхождение в землю обетованную. Утверждая тем самым, что люди, тысячелетиями поклоняющиеся Единому Истинному Богу, всё ещё находятся в пустыне. Ещё в худшей пустыне, чем были их отцы сорок лет, проходя пустыню Син - в духовной пустыне (Иезек. 37: 1-2; Ис. 53: 2). Ведь Вифавара - это то место, где на дне Иордана покоилась пирамидка из двенадцати камней, оставленных там израильтянами во время перехода их в землю хананейскую, обещанную Аврааму (И. Нав. 3: 14-17). И все благословения, которые они имеют в этой земле - благословения временные, как для прохожих, с которыми хотя и находится их Бог, но Он так же считает Себя здесь прохожим. Вся эта манна, перепела, вода из камня, всё это временно и не может быть постоянно, потому что пустыня всё равно остаётся всё той же пустыней, из которой лучше побыстрее убраться.

Иисус Христос же - это не козёл отпущения, это Агнец Божий. На Которого возложены грехи всего человечества не для того, чтобы их вечно носить в пустыне, а для их искупления, во имя очищения людей (Евр. 9: 25-28). Иоанн Предтеча олицетворяет собой весь Ветхий Завет, с его запрещениями, омовениями, обрядами, законами, священством, храмом и, тем не менее, всё равно не могущего никого довести до совершенства (Евр. 10: 1). Иисус Христос же Сам является Новым Заветом в Своей же собственной Крови, одним приношением делающий навсегда совершенными освящающих (Евр. 10: 14). Приглашая их в Новый Храм, который есть Его Тело - Церковь Иисуса Христа (Ин. 2: 21).

Иоанну Предтече жизнь была уготована Отцом Небесным в пустыне до самой смерти, а Иисусу Христу была уготована тем же Отцом Голгофа. И тот, и другой боролись с грехами человечества каждый по силе, которую уготовал ему Бог. Один плакал и страдал в пустыне и за свои грехи и за грехи многих, измождал своё тело, и не мог очиститься от них ни сам, ни очистить других. Другой уничижил Самого Себя, предав Своё Тело смерти, будучи Сам безгрешен, но сделав это для очищения от греха многих (Фил. 2: 6-11). Иоанн Предтеча крестил в смерть для мира, смерть для себя. Иисус Христос - это воскресение для Бога, чтобы больше не умирать.

Для нас повествование евангелиста Иоанна несёт в себе огромный смысл. Люди, называющие себя сегодня христианами, но продолжающие надеяться в спасении на других людей, всё ещё продолжают находиться под проклятием (Иер. 17: 5). Каждому человеку, желающему спастись и войти в Небеса нужно самому лично встретиться с Иисусом Христом уже здесь, на земле. Поймите, мы, священнослужители, можем за вас молиться, поститься, страдать, даже умереть за вас можем, но это не принесёт лично вам никакого ощутимого блага. Это зачтётся нам на Небесах, но не вам. А вам самим нужна Личность, по имени Иисус Христос. И Он ждёт каждого из людей, Он никого не оттолкнёт никогда, Он желает благословить каждого приходящего к Нему даже больше, чем этого желаем мы сами.
Аминь!

3.02.2016г. С.Ю.

Евангелие, крещение Господне, размышления

Previous post Next post
Up