Передвижные церкви России

Jan 08, 2013 10:18

Оригинал взят у pervakov в Передвижные церкви России

Как и 100 лет назад, РПЦ снова переходит к миссионерским поездкам в народ в передвижных церквях. В России множатся храмы на основе грузовиков и автобусов, железнодорожных вагонов и кораблей.



В конце XIX века царь и Священный Синод решили привнести технические новшества в работу над донесением слова Божьего туземцам страны. Так появились передвижные церкви на основе железнодорожного вагона и парохода.

В 1895 году был сдан на Путиловском заводе в Петербурге, а в 1896 году освящён вагон-церковь. Снаружи он был окрашен синим лаком с резной позолоченной отделкой из желтого дерева - тика, не поддающегося гниению и влиянию погоды. Над входом была устроена звонница, увенчанная крестом с тремя колоколами, к колокольне поднималась большая железная лестница с платформы. Церковь-вагон обошёлся в 30 тыс. рублей (финансировала проект семья Романовых и Путиловский завод), из которых 20 тыс. - внутренняя отделка. До 1917 года вагон курсировал в основном в Сибири. Вот как он выглядел:



Чуть позже, в 1910 году был сдан храм-пароход, получивший имя cвятителя Николая Чудотворца. Это было старое английское судно, возведённое в 1858 году и носившее название «Пират». Плавучая церковь была построена на деньги астраханского купечества, и в основном занималось миссионерской деятельностью в низовьях Волги, окормляя калмыков и казахов. Вот этот пароход:



Передвижные церкви в первой половине ХХ века были обыденностью для многих иммигрантских стран - США, Канады, Австралии. Это и понятно: на новых землях переселенцы не всегда успевали возвести храм, прежде чем там начиналась хозяйственная деятельность. Вот некоторые образцы таких передвижных церквей, 1920-1940-х годов:





Но в наше время мобильные храмы остались уделом чудаков, да пасторов-одиночек, чаще всего представляющих какую-либо новую церковь в лице самого себя. Вот американский чудак по кличке The Best Man, а по настоящему имени пастор Даррел Бест. Он создал передвижную церковь на базе автомобиля «American la France» 1942 года выпуска. На нём он колесит по Среднему Западу США и специализируется на венчании молодожёнов:



Не то в России - здесь стремительно возрождается практика XIX века: большие, передвижные церкви. Этим шагом РПЦ словно бы намекает всем нам, что россияне снова превратились в туземцев (навроде орочей, эвенков и калмыков образца столетней давности), и их снова надо вести к слову Божьему.

Наиболее многочисленны передвижные церкви на базе грузовиков. Причём у РПЦ есть устойчивый спрос на такие агрегаты - это российская армия. С утверждением Сердюкова на посту министра обороны была развита бурная деятельность по снабжению частей мобильными храмами. «Сейчас в рамках реформирования Вооружённых сил России предусмотрена одна штатная должность для военных священников - помощник командира бригады по воспитательной работе», - объяснялось пропагандистами Минобороны. А раз есть священник - штатная единица, как он может работать в армии без храма? Инженеры в спешке стали создавать различные модификации церквей - надувные, полевые, наконец, мобильные.

Первый автохрам в честь покрова Пресвятой Богородицы был изготовлен по заказу Московской епархии в 2006 году. Второй - на базе автомобиля КамАЗ - в 2008-м.

«Третий тип передвижного храма коренным образом отличается и от первой, и от второй модели, утверждает проектировщик Юрий Ерёмин.- Во-первых, установлены немецкие мосты BPW, для его перевозки подходят все виды тягачей. Во-вторых, механизм раскладывания стал ещё проще: теперь, чтобы развернуть конструкцию, достаточно двух человек. В-третьих, удалось существенно увеличить пространство - общая площадь храма более 55 квадратных метров, а вместимость - 120 человек! В фургоне хватило места для священнической кельи, умывальника, водонагревателя, автономной аккумуляторной батареи. В самом храме располагается алтарь с иконостасом. Все иконы, подсвечники и другая утварь прочно крепятся к стенам и полу, а купол с крестом опускается внутрь. В новом варианте мобильного храма продумана система вентиляции, а купол выполнен из высококачественных материалов с покрытием титана под золото В полевых условиях его обслуживают 6 человек: священник, дьякон, пономарь и трое певчих», - радовались пропагандисты и агитаторы.

«Этот мобильный алтарь в общей сложности обошелся в 2 млн. 400 тыс. рублей… Будем строить и дальше. В идеале такой алтарь должен быть в каждой дивизии или бригаде». Вот некоторые образцы таких мобильных церквей в составе российской армии:













Окормлением армии дело не закончилось. Идея передвижных церквей так понравилась РПЦ, что она дала добро на их создание и для мирян. Так начали появляться мобильные храмы на основе автобусов и газелей. Вот эти образчики:









Дальше - больше. В путь по России отправились железнодорожные вагоны-храмы. Их уже больше десятка, они курсируют по всей стране:









Наконец, дело дошло и до судов. Интересно, что первый плавучий храм, появившийся в 2004 году в Волгограде, был создан на основе большого десантного корабля «Олекма». Взаимовыгодный обмен между РПЦ и Минобороны получается - первые им крест животворящий, вторые в обмен - технику. По предложению митрополита Германа он был назван «Отец Веренфрид» в честь голландского священника Веренфрида Ван Страатена - одного из самых известных католических благотворителей ХХ века. Есть у этого храма и второе, неофициальное название - им. Святого Владимира Высоцкого. Дело в том, что плавучая церковь попала в руки либерального священства, и то украсило корабль образами российской интеллигенции и цитатами из их творчества. Вот как выглядит плавучая церковь «имени святого Владимира Высоцкого»:









А это другие плавучие храмы. «Святитель Николай» (на базе баржи), «Князь Владимир» (на базе буксира). В Новосибирске действует плавучая церковь «Святой апостол Андрей Первозванный», совершающая рейсы по Оби. Суда «Святой Николай», «Атаман Атласов», «Владыка Зосима» (катер «Портовик №10») работают в качестве плавучих церквей в Якутии на реках Лена, Алдан и Вилюй. В России плавучих храмов не менее двух десятков. Некоторые их образцы:







В создании мобильных церквей принимает участие и «креативный класс». Вот, к примеру, как выглядит предложение дизайнеров о создании плавучего храма:

«Нами предлагается проект плавучей деревянной часовни, курсирующей по Волге и Свияге близ острова Свияжск. Проектируемая часовня посвящается св.Христофору.

Она может совершать крестный ход вокруг легендарного острова, рейды по Волжско-Свияжскому бассейну и Куйбышевскому водохранилищу, причаливая к монастырям и сёлам, расположенным по их берегам, служить «мобильным ритуальным объектом» в День речника и при открытии навигации. На острове Свияжск кладбища никогда не было, поэтому плавучая часовня может выполнять роль своеобразной «ладьи Харона», перевозящей усопшего островитянина на кладбище, расположенное на правом берегу устья Свияги».

Ходит слух, что скоро должны появиться и летучие церкви - на базе самолётов. Осталось придумать для них самую малость - чтобы купола и крест на фюзеляже не мешали полёту.
nbsp;       nbsp;  Источник.

РПЦ, религия, миссия

Previous post Next post
Up