КАК ЭТО: БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ

Aug 30, 2012 10:37

Оригинал взят у yakov_krotov в КАК ЭТО: БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ

Православие в России есть способ этноконфессиональной самоидентификации. Так тяжеловесно учёные выражают простую мысль: в условиях доминирования Православной Церкви люди идут в Церковь не ко Христу, а чтобы их религиозная жизнь (совершенно не христианская) не вызывала нареканий у окружающих.
Ведь стань язычником - на тебя будут коситься. Стань православным по форме - и интересуйся язычеством, и будь язычником, сколько душе угодно. Главное - не выступай против начальства. Не обязательно хвалить, но обязательно не критиковать.

Это вовсе не подлая позиция, - виноваты те, кто сделал Православие государственной идеологией. Трудно требовать от человека человечности - то есть, жить строго по содержанию, без конформизма. Быть, к примеру, неприкрытым «нетрадиционником» - язычником, розомировцем. Да и как человек осознает, что он вовсе не христианин, коли о Христе так говорят, что и не поймёшь, Кто Он.

Есть ведь и противоположная крайность, ничуть не лучше: сектантское православие старообрядцев, антиэкуменистов, черносотенцев, которые ушли из РПЦ МП и полагают, что тем приблизились ко Христу.

В РПЦ МП Христа сделали подобием Ленина у большевиков (а «преображение» стали говорить, где раньше говорили «перевоспитание»). Реальный Ленин был омерзительнейшим циником и террористом, но всё же он не был сталинистом. Культ Ленина при Сталине и, особенно, при Брежневе, к реальному Ленину отношения не имел (к счастью, возможно), он был тестом на лояльность. Кто был не лоялен, обвинялся в измене Ленинским заветам. Так и сегодня чуть что - а, ты критикуешь патриарха, значит, ты вбиваешь гвозди в тело Христа!

В связи с делом пуссинид, как и в связи с любым церковным скандалам, многие люди заявили о своем «выходе из Церкви». Не о переходе в другую часть Церкви, а вот вообще - о выходе из Церкви. Конечно, люди все разные, но вот по крайней мере двое из таких публично заявивших написали, что православие, христианство, Церковь - вообще устарели, надо пересмотреть основы, надо создавать что-то новое. Речи, показывающие, что православными люди были, а христианами как раз и нет. И не собираются ими быть, и не понимают, кто такой Христос, и не стремятся понять. Одна идеологическая форма им стала жать - что ж, они будут сооружать новую (или по крайней говорят, что надо сооружать). То, что люди принимают за разочарование в «устаревших церковных формах» - матушки, да они ещё в Церкви-то и не были толком, так, полетали над тарелкой. Конформизм свой пересматривайте, но зачем же путать этот конформизм с Церковью и сразу возглашать какую-то вселенскую и всеисторическую перестройку христианства. Ну, по крайней мере, эти разочаровавшиеся, Христа не трогают, Он у них вне поля зрения - вот где даёт себя знать пребывание в идеологии. На Западе люди такого типа начинают и Христа форматировать под себя, и выходит у них ничтожный и неинтересный муравей, который случайно оказался поднят на гребень волны. Ну, трындел там какую-то пошлятину, ну, погиб… Сенека им был бы в сто раз интереснее, но они пока ещё не смеют себе в этом признаться.

Вот здесь и обнаруживается, кто такой Спаситель, от чего Он спасает. Он не просто «один посредник». Он один - не идеология, а Лицо. Из этого Лица вырастает и Церковь, и набожность, и Православие, но вырастая, они не разрушают Лица, напротив. Вот колос разрушает зерно, из которого вырос, а Христос не может исчезнуть в том, что из Него растёт. И если нет Христа - это не означает, что нужно какую-то особую, новую православную Церковь создавать, а нужно попросту вернуться ко Христу - или, точнее, прийти ко Христу. Потому что можно окончить и православный детсад, и православную гимназию, и высшую школу православия, а опыта Христа не только не иметь, но даже не подозревать о возможности такого опыта. Ну и жонглировать всякими идеями и концепциями - увы, как жонглируют ими и руководители РПЦ МП, и многие вполне ортодоксальные теологи…

Быть христианином означает хотеть быть христианином, сознавая своё - именно своё - нехристианство. Быть святым означает хотеть быть святым, сознавая свою - лично свою - греховность. Видеть Христа означает видеть свою - лично свою - невидимость, небытийственность, что ты не состоялся, не имеешь места быть, в общем - грешник, ничто, нуль… А исходить из того, что я есмь - давай-ка поищу и Христа, означает не найти Того, Кто один подлинно «Я есмь».

Originally published at Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». You can comment here or there.

религия, православие

Previous post Next post
Up