Оригинал взят у
st_leo в
"ИСПОВЕДЬ" Льва ТолстогоОригинал взят у
benno_99в
"ИСПОВЕДЬ" Льва Толстого Перечитывая дневники Льва Толстого и его «Исповедь», невольно ощущаешь: насколько же трудной и мучительной была его внутренняя жизнь. Постоянные противоречия терзали сознание великого писателя, изнуряющие душу бури бушевали в его жизни и творчестве. Что это, трагедия гения? Мученический крест гиганта мысли?
Свою «Исповедь» Лев Толстой закончил в 1881 году, в ней он предельно откровенно, подобно блаженному Августину, делится с нами своей внутренней жизнью и поисками смысла бытия, пытается найти путь к тому, что называется Истиной.
Источник «Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства, и во все время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили... я никогда и не верил серьезно, а имел только доверие к тому, чему меня учили, и к тому, что исповедовали передо мной большие; но доверие это было очень шатко...», - так начинается «Исповедь». О причинах отпадения своего от веры пишет он, о сомнениях и поисках счастья...
В самом начале своей «Исповеди» Толстой признается, что единственной верой его в то время была вера в совершенствование. «Началом всего было, разумеется, нравственное совершенствование, но скоро оно подменилось совершенствованием вообще, т.е. желанием быть лучше не перед самим собою или перед Богом, а желанием быть лучше перед другими людьми. И очень скоро это стремление быть лучше перед людьми подменилось желанием быть сильнее других людей, т.е. славнее, важнее, богаче...»
Вспоминает писатель и о своей «бурной» молодости, не скрывает и самого темного: «Я всею душой желал быть хорошим; но я был молод, у меня были страсти, а я был один, совершенно один, когда искал хорошего. Всякий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло самые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли.
Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гордость, гнев, месть - все это уважалось... Без ужаса, омерзения и боли сердечной не могу вспомнить об этих годах... Ложь, воровство, любодеяния всех родов, пьянство, насилие, убийство...
Так я жил десять лет. В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости».
Иван Лещук
Читать статью полностью
здесьМХГ № 06 (165) 2012г.