Дудинка - Норильск. 100 километров по тундре

Jan 25, 2015 18:24









В половине третьего ночи 27 июня мы попрощались с Дудинкой и направились на восток - в Норильский промышленный район. Как я уже говорил, вся продукция Норильского горно-металлургического комбината вывозится через Дудинский морской порт, через порт же идут и грузы в обратном направлении - продукты, автомобили, оборудование и пр. Дудинка связана с Норильском железной дорогой и автомобильным шоссе протяженностью около 100 километров. И шоссе, и железная дорога являются «островными», т.е. соединяют исключительно Дудинку и Норильский промышленный район и никак не связаны с остальной сетью авто- и железных дорог страны.

Автодорога Дудинка - Норильск является одной из самых необычных трасс в мире. Проложенная по вечной мерзлоте тундры, она практически на всём протяжении «дышит» - дорожное полотно то вспучивается, то проваливается, поэтому, несмотря на хорошее состояние асфальта, 100 километров до Норильска машина преодолевает часа за два. А всю зиму здесь ведётся беспрерывная борьба со снегом, который за зиму достигает толщины 5 метров. Бывает, в зимнюю непогоду эта северная трасса закрывается на несколько дней. Практически на всём протяжении от Норильска до Дудинки шоссе идёт параллельно железной дороге.




«Островная» железная дорога Дудинка - Норильск - Талнах является самой северной в мире и связывает Норильский промышленный район с незамерзающим морским портом на Енисее. Ещё одна интересная её особенность заключается в том, что она не входит в структуру РЖД, а принадлежит Норильскому комбинату. Железнодорожная трасса была построена в 1936/37 годах, в 1948-1953 годах её перевели на широкую колею, тогда же она была электрифицирована. Проходящая по вечной мерзлоте, по суровой заполярной тундре, где высота снежного покрова достигает 5-6 метров, эта дорога является одной из самых уникальных в мире. Более того, с начала 50-х и вплоть до 1998 года «железка» была электрифицирована, и по ней круглый год курсировала электричка, которая, в отличие от автодороги, перевозила пассажиров даже в самую ненастную погоду. Колоссально смотрелась эта электричка в снежном коридоре!




В 1999 году контактная сеть была снята, электрички и грузовые электровозы ходить перестали - Норильскому ГМК стало невыгодно содержать дорогу электрифицированной, поэтому в последние 10 лет по трассе существует исключительно грузовое движение, обслуживаемое современными дизельными тепловозами, а остатки контактной сети до сих пор можно видеть на ж/д станции Норильска, да вдоль всей трассы до сих пор стоят столбы.

Норильская железная дорога в районе Дудинки. Туман...




По дороге в Норильск мы сделали несколько остановок в тундре в наиболее живописных и интересных местах. Река Косая - правый приток Енисея:










Вдали - река Ямная:










Памятник узкоколейке на реке Амбарной - именно такую узкоколейку проложили здесь первопроходцы суровой зимой 1936/1937 годов...




Мосты через реку Амбарную. На переднем плане - старый деревянный мост на мемориальной узкоколейке, а за ним - современный на действующей железнодорожной трассе. На новом мосту написано: "Добро пожаловать в Норильский промышленный район".




27 июня. В тундре полно снега...




Ровно посередине пути между Дудинкой и Норильском находится поворот на международный аэропорт «Алыкель», являющийся воздушными воротами Норильска и всего Таймыра...




... а неподалёку вдоль трассы стоят заброшенные девятиэтажки посёлка Алыкель. В своё время здесь планировалось разместить лётную эскадрилью, и для семей военных были построены эти дома. Но времена и планы изменились, и построенные дома оказались ненужными. Так и стоят заброшенные девятиэтажки…







Неподалёку от аэропорта Алыкель находится памятный знак - мы въезжаем на территорию Норильского промышленного района...




Стоп! На этом моменте я предлагаю сделать небольшую внутренную "перезагрузку"... Поясню - всё, что мы увидим в дальнейшем будет коренным образом отличаться от увиденного до этого - мы въезжаем в один из крупнейших в мире промышленных районов, царство тяжёлой индустрии, столь контрастирующее с наполненными чистейшим воздухом енисейскими пейзажами…

Минуем Кайеркан - город-спутник Норильска, в котором расположены подземные рудники и ряд заводов, а около 4-00 проезжаем пост ГАИ, находящийся при въезде в сам Норильск. Обычно останавливающих здесь много машин ГАИ-шников не видно - все сидят внутри поста и смотрят футбол - идёт второй тайм полуфинала с испанцами. В 4-30 утра мы, наконец, размещаемся в отеле «Норильск». Необычайно длинный день, начавшийся почти 20 часов назад на Енисее близ Игарки, закончен.

К оглавлению >>>

Норильск, Круиз на "В.Чкалове" по Енисею, Таймыр, Железная дорога, Арктика, Сибирь, Россия

Previous post Next post
Up