Последний рывок. Суровое дыхание Арктики

Jan 25, 2015 17:19




В 14-00 «В.Чкалов» покинул Игарку и направился далее на север. Теплоход вышел на финишную прямую: отсюда до Дудинки 250 километров, а до устья Енисея - более 600 километров. Кстати, в отличие от ряда других рек, у Енисея нет чётко обозначенного устья - после Дудинки и Караула Енисей постепенно расширяется, дробясь на рукава, и могучий речной поток незаметно и постепенно переходит в длинный Енисейский залив Карского моря. Между тем, официальным устьевым створом Енисея считается створ мыса Сопочная Карга. Отсюда берет начало последний километраж на Енисее, который отсчитывается вверх по реке до Игарки (помните, в одной из предыдущих частей я писал об этом?).

От Игарки до моря ещё более 500 километров, но именно отсюда начинается устьевой участок Енисея. Здесь чувствуется дыхание Океана - тут уже очень заметны приливные колебания; от Игарки на Енисее начинают действовать морские правила судоходства, речные бакены уступают место расположенным на значительном расстоянии большим морским буям с радиолокационными отражателями. Гарантированные глубины здесь не менее 16 метров по любой воде, а реально - больше 22 метров, но течение остаётся сильным даже здесь, на устьевом участке.








Остатки зимника... Тут снег пока встречается лишь изредка. Через несколько часов белая пелена будет доминировать по берегам...




А вот наш старый знакомый «Василий Суриков»




Видна ЛЭП, протяжённостью несколько тысяч километров. Она через бескрайнюю тайгу и тундру связывает воедино Курейскую и Хантайскую ГЭС, Игарку, Дудинку и Норильск.




От Игарки до Дудинки 11-12 часов хода в зависимости от погоды и прочих условий. А погода здесь часто приносит сюрпризы - нередки пронизывающие северные ветра, разгоняющие на реке сильные шторма. Слегка поштормило и нас. Впрочем, стоять на палубе большого теплохода - одно, а рассекать штормящий Енисей на утлой моторке - совсем другое, а именно так добиралась тут на берег одна женщина. Ей нужно было попасть в Снежногорск - город энергетиков, расположенный в 70 км вверх по притоку Енисея реке Хантайке. Добраться можно двумя способами: первый - выйти в Игарке и 5 дней ждать вертолета, а вторым воспользовалась она: подойдя к теплоходу на моторке, её подобрал муж, и, преодолев волны и ледяной ветер Енисея, по Хантайке направились они 70 километров вверх до Снежногорска.




Да, здесь совершенно другая жизнь, совершенно другие расстояния, совершенно по-другому идёт время. Но люди привыкают и воспринимают это спокойно. Мы же тоже привыкаем к недостаткам большого города.




Хантайка, кстати, крупный приток Енисея, вытекающий из системы Хантайских озёр, расположенных на Плато Путорана. На реке в Снежногорске построена ГЭС, которая, как и Курейская, используется для нужд огромного Норильского комбината. Устье реки Хантайки:




А Енисей могуч… Поймал себя на мысли, что уже много раз в своём отчёте писал подобное. Но здесь эти слова как никогда доселе характеризуют реку - громадная ширина (до 8 км), суровые северные ветра, морские суда, встречающиеся по пути; кроме этого, почти всегда что впереди, что за кормой не видно берегов…Теплоход сопровождает множество чаек... Судно с контейнерами и автомобилями, уклоняясь от северного ветра, прижимается к левому берегу:










Зябко... Спасает зелёный чай...




Кстати, раз речь зашла о морских судах. Вскоре после Игарки мы разошлись с лесовозом «Пётр Стрелков». Очень интересная встреча! Судно идёт в Игарку - приятный сюрприз… Лесовоз "Пётр Стрелков" на бескрайних просторах Енисея...







А вот ещё одно морское судно на участке Игарка - Дудинка. "Дмитрий Овцын" - это морское судно ледового класса, первый в серии советских гидрографов, построенных в Финляндии в 70-х годах. «Дмитрий Овцын» обеспечивает прохождение караванов в районе реки Енисей и Карского моря по Северному морскому пути. Порт приписки - Игарка. Судно занимается своей традиционной для лета работой. На "Овцыне" видно несколько десятков морских буёв. А на воде мотобот, спущенный с судна - подходили к одному из буёв, установленных на фарватере:



















Между тем, природа меняется - тайга незаметно уступает место тундре, всё больше снега на берегах. По берегам местами разбросаны одинокие охотничьи избы, да геодезические вышки, заметными столбиками возвышающиеся над скудной растительностью. Суров Енисей! Суров!!! И чем далее на север, тем более - природа меняется с каждым часом.




В 20-30 подошли к Потапово - довольно большой деревне, где значительную часть населения составляют коренные северные народности.




С берега к теплоходу устремляется туча моторок... Дальнейшие события, пожалуй, лучше представить в виде фотохроники…





































Посадка закончена, моторки отступают...




По окончании погрузки значительная часть вновь прибывших пассажиров направилась кто в буфет, кто в ресторан, где и провели значительную часть оставшегося до Дудинки времени. А многие и на теплоход прибыли уже основательно «подготовленными». К сожалению, организмы этих народов действительно очень нестойки к алкоголю - довольно много алкоголиков среди женщин, детей и подростков, а взрослые мужчины в большинстве своём делятся на тех, кто пьёт, и кто с медицинской помощью «уже не пьёт».

А мы продолжаем путь к Дудинке…На Север! Таёжные дебри окончательно уступили место тундре - река течёт по равнине... По берегам очень много снега - настоящая зима в самом конце июня! На Север!!!

























Вскоре после полуночи взору открывается панорама Дудинки - крупного морского порта, расположенного близ устья Енисея, морских ворот крупнейшего в мире Норильского горноперерабатывающего комбината. Близится к концу наш путь по Енисею - очень не хочется расставаться с великой рекой и нашим гостеприимным теплоходом...










Приближается конечный пункт речной части путешествия... О Дудинке, её истории и уникальном круглогодично действующем морском порту я расскажу в следующий раз, после чего наступит последняя часть нашего путешествия - 100 километровый марш-бросок по тундре и знакомство с Норильским промышленным районом... У причалов и на рейде очень много судов, среди которых привлекают внимание морские суда ледового класса в характерной раскраске. «Юрий Аршеневский» - многоцелевое универсальное судно Мурманского морского пароходства типа СА-15, предназначенное для перевозки генеральных, зерновых, навалочных и лесных грузов, контейнеров международного стандарта и др. грузов в сложных ледовых условиях.




Ещё одно сухогрузное судно ледового класса, принадлежащее Мурманскому морскому пароходству, - «Иван Папанин»




Для сравнения размеров - справа у борта "Папанина" виден классический речной толкач ОТА проекта 758 АМ "Александр Кизим". Происходит перевалка груза с речного судна на морское...




«Норильский Никель» - новейшее судно ледового класса, спущенное на воду в 2005 году в Финляндии. Норильский ГМК сейчас строит собственный флот, и «Норильский Никель» - первое из судов комбината. Всего запланировано строительство пяти подобных сухогрузов.




"Норильский Никель" и "Юрий Аршеневский":




Причал для пассажирских теплоходов на фоне нефтяных терминалов:




Некоторые виды города и морского порта с воды.. Купаться не тянет...










В час ночи наш теплоход швартуется у пассажирского причала Дудинки, расположенного в паре километров от центра города ниже по реке (кстати, очень интересно деревянное здание речного вокзала Дудинки, находящееся поблизости от причала). Теплоход встречает множество машин, многим пассажирам, как и нам, предстоит проделать путь до Норильска. У трапа теплохода стоят сотрудники транспортной милиции: выход на берег здесь строго по паспортам - требуется наличие российского гражданства. Так что если вы планируете совершить путешествие по Енисею в компании друзей или родственников, скажем, с Украины, Белоруссии или «настоящей» заграницы, то имейте в виду, что без соответствующих пропусков эта поездка закончится для них, скорее всего, в Игарке - севернее, в Дудинку и Норильск иностранным гражданам нужны пропуска. Впрочем, в том же Норильске мы видели множество иностранных туристов, так что при желании, я думаю, эти пропуска оформить возможно.




Прощаемся с «Чкаловым», с нашими новыми знакомыми и вызываем такси - план такой: знакомство с Дудинкой, а потом - в Норильск, до которого 96 километров по шоссе через тундру.

К оглавлению >>>

Круиз на "В.Чкалове" по Енисею, Речные круизы, Енисей, Арктика, Россия, Дудинка, Северный морской путь, Сибирь

Previous post Next post
Up