Озеро Баскунчак. В царстве соли

Aug 29, 2024 21:41



Баскунчак - одно из десяти наиболее солёных озёр мира и один из главных центров соледобычи нашей страны. Озеро находится в Астраханской области, в 50 километрах от Волги, в 270 километрах - от Каспия, в 10 километрах от крупной магистральной железнодорожной линии и в 6 километрах от границы с Казахстаном.


История соледобычи на Баскунчаке уходит к древности, а в промышленных масштабах она ведётся со второй половины XIX века и по наши дни. В 1882 году в целях промышленной транспортировки соли с озера была построена короткая 55-километровая узкоколейная железная дорога, связавшая Баскунчак с Владимировской пристанью (ныне Ахтубинск) на Волге. Из-за небольших глубин озера Баскунчак (значительная часть озера глубиной всего 20-30 см) часть железной дороги проходила прямо по его дну. Позднее, в 1907 году, в 10 километрах от Баскунчака прошёл магистральный ход Красный Кут - Бузан-пристань новой Рязано-Уральской (ныне Приволжской) железной дороги, в 1909 году он был продлён до Астрахани. А в начале войны, зимой 1941-1942 годов, от Сталинграда до магистрального хода Приволжской железной дороги с целью скорейшей эвакуации сталинградских предприятий была построена ещё одна железная дорога, восточнее Владимировки (Ахтубинск) прошедшая по трассе старой баскунчакской узкоколейки. В том месте, где магистральный ход Саратов-Астрахань Приволжской железной дороги соединяется с веткой от Волгограда, ныне находится крупная узловая станция Верхний Баскунчак, а к посёлку Нижний Баскунчак и соледобывающим предприятиям идёт боковая ветка. Разместившись в посёлке Нижний Баскунчак, прогуляемся до озера и мы.

1. Вдоль берега озера проходит железнодорожная линия, обеспечивающая вывоз соли из озера на расположенные на берегу производства (где осуществляется обработка, помол и сортировка соли), а затем через станцию Верхний Баскунчак - транспортировку по железнодорожной сети страны.



2.



3. Перейдя железнодорожные пути, оказываемся на берегу озера.



4. Большую часть котловины Баскунчака занимают сухие солончаки, лишь местами покрытые небольшим 20-30 сантиметровым слоем воды. А наибольшая глубина озера - всего около 3 метров.



5.



6. Живая соль! Высококонцентрированный раствор солей на поверхности озера называется рапой.



7. В котловине озера Баскунчак соль добывают двумя типами агрегатов: первый - отечественный на железнодорожном ходу (на фото), а другой импортный - на колёсном ходу (его фото будет ниже). По словам работающих на производстве, импортный "модерновее" и современнее, но более "нежный" и менее надёжный. А отечественный железнодорожный - попроще, но неприхотливый и работает как часы.



8. Агрегат на железнодорожном ходу, добывающий конвейером соляную рапу с поверхности озера. Аппарат грузит рапу прямо в вагоны, которые по поверхности озера перемещаются на берег. А как это происходит, мы увидим далее...



9. Железнодорожные пути, проходящие по покрытой солью бескрайней котловине, на первый взгляд кажутся заброшенными и недействующими.



10. Кое-где рельсы проходят прямо по воде.



11. Ручные стрелки.



12. Но вдруг откуда-то с озера появляется состав, который неторопливо движется без локомотива как будто сам по себе.



13. Вагоны покрыты соляными сосульками, изнутри капает вода.



14. Гружёный солью состав тянет трактор за специальный канат. Почему трактор? Дело в том, что неровный рельеф путей на дне озера не позволяет пройти тепловозу, поэтому от стоящего посреди озера конвейера-погрузчика до берега вагоны вытягивает трактор, а уже ближе к берегу, где начинается капитальная железнодорожная насыпь, вагоны берёт тепловоз.



15. Трактор и поезд на буксире.



16. Так и катятся вагончики по котловине озера Баскунчак.



17. Поезд среди воды - завораживающее зрелище!



18. Ближе к берегу начинается железнодорожная насыпь и далее состав ведёт уже тепловоз.



19.



20. Береговые производства, куда доставляют соль, добытую в котловине - здесь происходит обработка, сушка, сортировка и прочие технологические процессы - после которых соль нужных параметров, характеристик, состава и фракций отправляется потребителям.



21. Тепловозы на станции Нижний Баскунчак.



22. Ещё один состав со стороны котловины озера.



23. Другой соледобывающий агрегат-конвейер - колёсный. И транспортируется соль от него на огромных погрузчиках также колесного типа.



24.



25.



26. Вблизи - просто громадина!



27.



28. На озере Баскунчак громадное промышленное производство соли гармонично соседствует с туристическим курортом. В тех местах, где более-менее глубоко, народ купается. Говорят, это полезно. Хотя лично мне такое купание не нравится - соль жжёт и сушит кожу, после неё хочется сразу залезть под струю пресной воды. А ещё в столь концентрированной соленой воде нельзя открывать глаза - обожжёт! Утонуть, правда, тоже не получится - соль выталкивает на поверхность. Всё это я сполна вкусил на себе шесть лет назад на Мёртвом море в Израиле. А сейчас - просто наблюдал за купающимися со стороны.



29.



30. Гора Большое Богдо, на которую мы ранее поднимались, купающиеся туристы и громадный погрузчик с очередной порцией соли - все достопримечательности Баскунчака в одной фотографии. :))



31.



32. "Перекати-поле" на фоне солончаков.



33.



34. Старые деревянные сваи - остатки соляных производств далёкого прошлого. Пишут, что это остатки подмостей, на которых выпаривалась остаточная влага из добытой вручную соли 100 с лишним лет назад. А возможно здесь и остатки старых узкоколеек...



35.



36.



37.



38.



39. Всё, что попадает в концентрированный соляной раствор, очень быстро покрывается кристаллами соли. Растение "перекати-поле", например.



40.



41.



42.



43. Засоленные богомолы и кузнечики.



44. А мы бросим прощальный взгляд на озеро Баскунчак и гору Большое Богдо - и будем выбираться в цивилизацию. Как говорится, в путешествии хорошо, а дома - всё равно лучше! :)



Астрахань, Баскунчак, Промышленность, Железная дорога, Солончаки, Россия

Previous post Next post
Up