Из Москвы на Урал поездом

Jul 14, 2019 17:57



Когда я узнал, что мне предстоит ехать сутки на поезде, то долго вспоминал, когда до этого путешествовал по железной дороге на такие расстояния - вышло, что 14 лет назад, когда в 2005 году, ещё будучи студентом пятого курса и возвращаясь из одного речного путешествия, ехал из Уфы в Москву на двух пассажирских поездах со стыковкой в Нижнем Новгороде почти без копейки денег в кармане. Сейчас обычно езжу поездами только на более короткие расстояния - если ехать не более ночи (вечером сел - утром приехал), ну либо если дневной переезд. Если дальше - то по возможности, удобнее самолёт. И куда я только не летал за эти 14 лет.... Мммм! :)))) А вот поездами на дальние расстояния не ездил - 4, 6, 8, 12 часов, но не более. Но иногда всё возвращается - и вот на прошлой неделе нам с коллегой предстояло отправиться из Москвы в самую глубинку Среднего Урала, город Красноуфимск. Туда можно было и самолётом (и в теории выходило несколько быстрее) - долететь из Москвы до Екатеринбурга, там из аэропорта переместиться на вокзал и оттуда ещё 5 часов поездом или автобусом - но с учётом всех стыковок, да ещё таскаться с багажом, выходило довольно неудобно. В итоге решили как в старые добрые времена - на вокзал и сутки на поезде, зато без суеты и прямо с доставкой до места назначения! :))) Да и сама дорога на Урал очень интересная - поезд проходит красивые места, пересекает по мостам большие русские реки... Да ещё чай под стук колёс, да ещё колоритные попутчики... Я взял в дорогу фотоаппарат и решил попробовать сделать фотоотчёт о железнодорожном путешествии - хоть из окна несущегося поезда получаются и не самые идеальные фотографии, но всё равно интересно. Туда мы ехали поездом Москва - Екатеринбург, а обратно - Барнаул - Москва. Но я не буду отдельно выделять фотографии обратной дороги, а выложу их подряд, как будто мы всё время едем в одну сторону - чтобы не терять динамики (тем более, что многие из тех мест, которые в одну сторону проезжаешь ночью, на обратном пути видишь днём и наоборот). Итак, маршрут Москва - Красноуфимск, екатеринбургский и барнаульский поезда - поехали! :)))


1. Казанский вокзал и фирменный поезд Москва - Екатеринбург готовится к отправлению.



2. Рядом - двухэтажный поезд Москва - Воронеж. Мне доводилось ездить им, это дневной поезд - идёт 6 часов, очень удобный.



3. Маршрут поезда проходит по так называемому "Южному" или "Казанскому" ходу Транссиба: через Черусти - Вековку - Муром - Арзамас - Казань - Сарапул - и далее на Урал. Вид из окна заднего тамбура где-то в дальнем Подмосковье.



4. В девять вечера станция Муром - стоянка две минуты.



5.



После Мурома поезд пересекает по мосту Оку - уже сумерки и фотографировать из окна почти бессмысленно. Ока, Муром - сколько воспоминаний! Это очень красивая река, одна из самых красивых в средней полосе России. Мне неоднократно приходилось путешествовать по Оке на теплоходах - в том числе и под вот этим самым мостом. Я хорошо помню эти поездки: 1994, 1996, 2002, 2004 - детство, юность, студенчество, прошло уже столько лет, а кажется будто это было вчера! :))

6. Далее маршрут поезда проходит по Нижегородской области. Вечернее фото из обратной дороги. Пересекаем по мосту реку Сура, крупный правый приток Волги, в низовьях судоходную реку. Здесь по ней проходит граница Нижегородской области и Чувашии.



7. Вечер, туман над лугами.



8. Лесные и луговые пейзажи Чувашии. Леса в основном, лиственные, но ближе к Татарстану начинают встречаться и сосновые боры...



9. Станция Канаш, Чувашия. Стоянка 15 минут - к поезду сбегаются торговцы ягодами. Колоритные чувашские бабушки. А какой-то мужик пришёл к поезду даже с ручным соколом на поводке - и стал наводить контакты с невесть как оказавшимися в поезде американцами, "дикарём" на обычных поездах познающими загадочную Россию. :))



10. В Канаше установлен памятный знак - после электрификации в 1986 году участка Канаш - Сергач длина электрифицированных железных дорог в СССР достигла 50 тысяч километров.



11. Кстати, сегодня длина всех железнодорожных линий России составляет 86 150 км, из них электрифицированных - 42 600 км (то есть чуть меньше, чем в 1986 году на весь СССР). А на остальную часть постсоветского пространства (без России) приходится 54 240 км, из них электрифицированных - 17 850 км.



12. После Канаша поезд едет уже по Татарстану и на подъезде к Казани пересекает по Романовскому мосту Волгу (Куйбышевское водохранилище).



13.



14. Романовский мост через Волгу - один из старейших и важнейших железнодорожных мостов России. Он был открыт в 1913 году в год 300-летия правления Романовых. После революции назывался Красным, Зеленодольским, ещё Свияжским. Об этом мосте я подробно рассказывал вот здесь (кому интересно - может почитать), а в сегодняшнем посте просто продублирую свои фотографии моста 2013 года  - как он смотрится с Волги.



15.



16.



17.



18. Возвращаемся с теплохода в наш поезд... Хмурое утро в Татарстане, уже за Казанью.



19. Кукмор - колоритный городок. Почти во всех посёлках и деревнях в Татарстане, Удмуртии и Башкирии видны макушки мечетей.



20. Вскоре снова крупная река - пересекаем по мосту Вятку, один из двух крупнейших притоков Камы. Это очень живописная река, протекающая среди лесов и холмов. Весной, в высокую воду по ней ходят крупные двухпалубные круизные теплоходы с туристами - в многодневные речные круизы до Кирова.



21. Вятка. Взгляд вниз по реке - вдали виден город Вятские Поляны, райцентр Кировской области.



22.



23. Взгляд вверх по реке.



24.



25.



26. Агрыз - заключительная станция на территории Татарстана. Дальше наш путь будет проходить по Удмуртии и Башкирии.



27. Паровоз.



28. Стоянка 15 минут - можно прогуляться до очень красивого железнодорожного вокзала.



29. Герб Татарстана на вокзальных часах.



30.



31. Следующая станция - Сарапул. Стоянка две минуты, но я всё-таки высунулся на перрон. Сарапул для меня интересен тем, что сразу за ним мы пересечём по мосту реку Каму.



32.



33. Впереди показался Сарапульский мост - его строительство началось в 1914 году, а завершилось уже после революции - в 1919-м, ровно 100 лет назад. Разумеется, за это время он не раз реконструировался - в 1920-м году заменили один из пролётов, взорванный красноармейцами почти сразу после открытия моста для задержки продвижения войск Колчака; в 1973 году были расширены опоры и возведены фермы под второй путь, а в 2002 - 2007 годах исторические 100-летние "царские" фермы первого пути были заменены новыми современными пролетными строениями.



Кама - крупнейший приток Волги, несущий с Урала громадную массу воды. Мы пересекаем среднее течение реки - Кама здесь ещё не приняла два своих главных притока, Белую и Вятку (они впадают в Каму ниже по течению), но и тут она уже очень мощна. В районе Сарапульского моста река несёт в среднем 1800 кубических метров воды в секунду. Сегодня у Сарапула Кама течёт практически в своих естественных берегах, хотя должно было быть иначе. В 1963 - 1987 годах ниже по течению, у города Набережные Челны была построена Нижнекамская ГЭС, образовавшая Нижнекамское водохранилище. В 1979 году оно было заполнено до промежуточной отметки (62 метра над уровнем моря), и по проекту к 1990-му году должно было быть поднято ещё на 6 метров выше (до отметки 68 метров). К этому времени из зоны затопления переселили людей (6000 дворов), перенесли коммуникации, вырубили лес, а для защиты не подлежащих затоплению территорий построили десятки километров мощных защитных дамб. Но несмотря на это, в конце 1980-х на волне начавшейся перестройки и массовых протестных движений подъём уровня водохранилища было решено отложить на неопределённый срок - в результате оно и сейчас заполнено не до проектной отметки, а на 5-6 метров ниже.

34. Сегодня Кама у Сарапула течёт практически в естественных берегах, подпор Нижнекамского водохранилища в его нынешней пониженной отметке начинается чуть ниже по течению, а о том, что уровень воды здесь должен был подняться на 5-6 метров, напоминают лишь построенные, но ставшие ненужными защитные дамбы, которые хорошо видно с поезда как с левого, так и с правого берегов.



35. Защитные дамбы под 68-ю отметку Нижнекамского водохранилища. Левый берег Камы.



36. Километры дамб в полях - правый берег Камы. По незавершённому проекту, здесь должно было быть море. :))



37. Вопрос поднятия уровня Нижнекамского водохранилища до сих пор дискуссионный и является предметом дебатов регионов - Татарстана, Башкирии, Удмуртии и Пермского края. Периодически всплывают-таки разговоры о возможном подъёме уровня до проектной 68-й отметки в интересах энергетики и судоходства - но, думается, что в сегодняшних реалиях это врядли возможно. Уж слишком много времени прошло.... Так что остаётся только любоваться дамбами в полях и в уме представлять, как выглядели бы эти места, если бы уровень воды всё-таки подняли.



38. Итак, пересекаем Каму у Сарапула - взгляд вниз по течению.



39.



40.



41. Взгляд вверх по течению.



42.



43. Взгляд назад. :))



44.



45. Следующий отрезок пути проходит по Башкирии - переводим время от Москвы на два часа вперёд и занимаем последний тамбур. :)



46.



47.



48. Башкирия. Холмы Предуралья и колоритные деревеньки с мечетями.



49.



Башкирия остаётся позади, далее путь, задев кусочек Пермского края, проходит по территории Свердловской области. Поезд продвигается всё дальше вглубь Урала - нам уже осталось совсем недалеко. Природа меняется... Холмы становятся существенно выше, а леса всё гуще. В этих местах, на подходе к Красноуфимску на Транссибирской магистрали построено семь уникальных 100-летних виадуков между холмами через долины рек, кроме того, трасса нечётного пути проходит через несколько длинных горных тоннелей. Часть старых виадуков уже выведена из эксплуатации и стоит рядом с новыми мостами просто как памятники, а часть до сих пор действуют. Вот эти исторические  виадуки - 1) Бартым (недействующий), 2) Большой Сарс (недействующий), 3) Чёрная речка (недействующий), 4) Саранинский Лог на чётном пути (действующий), 5) Пудлинговый на 1411 км нечётного пути (действующий) 6) У селения Саранинский завод на 1418 км нечётного пути (недействующий) и 7) на самом подъезде к Красноуфимску (недействующий), там где чётный и нечётный пути вновь соединяются.

50. Первый виадук, который виден с поезда - у станции Бартым (выведен из эксплуатации). 4 пролета по 100 метров.



51. Пейзажи Урала из окна поезда.



52. Последние километры пути по Пермскому краю - далее, от станции Чёрная речка, начнётся Свердловская область.



53. Виадук в посёлке Чёрная речка - очень красиво смотрится над лесом.



54. Новая трасса и старый виадук в стороне. После станции Чёрная речка трассы чётного и нечётного пути разделяются - чётный путь (из Москвы, по которому мы едем) проходит далее по действующему 100-летнему виадуку через Саранинский лог, по дну которого протекает речка Сарана. А нечётный путь (по которому поедем обратно в Москву) проходит через несколько тоннелей и по двум виадукам - действующий на 1411 километре (Пудлинговый), и на 1418 километре (Саранинский завод) - новый виадук, а старый стоит чуть в стороне.



55. Виадук Саранинский Лог - 11 лёгких изящных пролётов! Он до сих пор действующий - вид из заднего тамбура поезда.



56. Перед станцией Красноуфимск чётный и нечётный пути вновь соединяются, образуя многоуровневую развязку из исторических (дальний) и новых виадуков.



57. Про Уральские виадуки я ещё напишу подробный пост.



58. Подъезжаем к Красноуфимску.



59. Вокзал Красноуфимска, построенный в 1915 году по проекту знаменитого архитектора Щусева, является объектом культурного наследия России.



Расположенный на 1433 километре "Казанского" хода Транссиба Красноуфимск - конечный пункт нашей поездки. Большое железнодорожное путешествие на этом закончено.

К оглавлению >>>

Железная дорога, Мосты, Урал, Россия, Красноуфимск

Previous post Next post
Up