От Мургаба начинается заключительный отрезок исторического Памирского тракта - 417 километров через горы, перевалы и таджикско-киргизскую границу из высокогорного Мургаба в равнинный город Ош Южной Киргизии.
1. После Мургаба машин на и без того пустынной трассе становится совсем немного - основной поток уходит в Мургабе на Китай через перевал Кульма, а по главной трассе Памирского тракта встречаются лишь редкие джипы в сторону Киргизской границы. А по большей части трасса совершенно пустынна. Только громады гор и дорога, уходящая вдаль...
2.
3.
4. Трасса проходит плоскими высокогорными долинами меж гор, постепенно поднимаясь вверх. Мы движемся вдоль реки Южный Акбайтал к одноимённому перевалу. Впереди - самая высокая точка нашего маршрута.
5. Перевал Ак-Байтал - самая высокая точка Памирского тракта и самый высокий перевал бывшего СССР. Более высокие автомобильные перевалы есть только в Андах (до 4800 м) да на "Крыше мира" в Тибете на территории Китая и горной Индии (до 5500 метров). Табличка с высотой 4655 м у начала подъёма на перевал Ак-Байтал.
6. Дорога зигзагами поднимается к самой высокой точке маршрута.
7.
8. Остановка наверху. Перевал Ак-Байтал находится на водоразделе между верховьями рек Музкол (впадающей в озеро Каракуль) и Ак-Байтал (бассейн Мургаба - Пянджа - Амударьи). Взгляд с самой высокой точки в обе стороны... Оттуда, со стороны Мургаба, мы поднялись.
9.
10. А туда, к озеру Каракуль, сейчас начнём спуск.
11.
12.
13. Вскоре за перевалом на берегу покрытого льдом озера находятся остатки старой ещё царской заставы. Это первая пограничная застава, построенная в этих краях после присоединения Памира к России.
14.
15. Следующий отрезок пути проходит вдоль таджикско-китайской границы. Непосредственно вдоль трассы на протяжении нескольких десятков километров проходит старый советский пограничный забор с колючей проволокой и контрольно-следовая полоса. А сама граница проходит по горам чуть в стороне - в 5-10 километрах от дороги.
16.
17. В советское время граница строго охранялась, её постоянно патрулировали несколько погранотрядов, работали датчики движения, проверяли следы на КСП. Сейчас граница патрулируется по сути эпизодически, действующих таджикских воинских частей очень мало и они очень удалены, а от прежних времён остался только забор, который потихоньку разбирают на дрова местные.
18. Бывшие "Ворота Империи".
19.
20. Мы приближаемся к посёлку Каракуль. Раньше там базировался один из крупнейших пограничных отрядов на Памире. Воинскую часть хорошо видно на фото - сегодня здесь базируется небольшой таджикский контингент, а большая часть казарм и строений заброшена.
21. Посёлок Каракуль, расположенный на берегу одноимённого озера, - последний таджикский населённый пункт на нашем пути.
22.
23. Остановка. Простор. Горы. И ни одной живой души, кроме нас, на этом бескрайнем пространстве. Пустынно... Вот такой он, Восточный Памир...
24. Солёное бессточное озеро Каракуль находится на высоте почти 4000 метров. Озеро расположено в плоской горной котловине и образовалось около 200 миллионов лет назад на месте огромного кратера от метеорита. Это крупнейшее озеро Таджикистана. В первых числах мая оно ещё сковано льдом.
25.
26.
27.
28. Заканчиваем путь вдоль границы Таджикистана и Китая. В этом месте линия границы проходит примерно в 8 километрах от трассы - по вот этим горам. За ними - уже Поднебесная, Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.
29. Мы же начинаем подъём на перевал Кызыл-Арт, за которым проходит граница Таджикистана и Киргизии. Вот за этим коротким подъёмом находится таджикский КПП.
Выездной пограничный контроль проходит очень быстро. Мы одни на границе сегодня, проверка паспортов, регистрации, пограничных пропусков (регистрацию и пограничный пропуск при выезде из Таджикистана забирают), беглый досмотр машины и едем дальше. Пограничники с удовольствием болтают с редкими пересекающими границу людьми, стреляют сигареты... Вообще конечно своеобразно быть пограничником в этой глуши - только представьте, Памир, горная дорога, практически безлюдные места, жуткие морозы зимой и жара летом. Летом ещё есть хоть какой-то поток по трассе, а зимой метели порой на недели и даже месяцы заметают всё вокруг... И одинокая пограничная застава, где охраняют границу 5-6 человек...
30. Сразу за кордоном - непосредственно перевал Кызыл-Арт (4280 м). И памятная стелла с гербом Таджикской ССР, картой Таджикистана и статуей горного козла.
31. Очень много снега...
32. Спуск с перевала Кызыл-Арт - самый сложный отрезок дороги на всём пути от Душанбе до Оша! Весной тает снег, и горный серпантин раскисает, превращаясь в смесь остатков льда и грязи. Если не повезёт - то здесь можно застрять очень надолго. Поднимавшийся в гору встречный грузовик застрял по самое колесо - хорошо ещё, что он нам не перегородил дорогу. Мы прошли впритирку, но грузовой машине было бы здесь не пройти, пока его не вытащат...
33. Очень сложный спуск с перевала...
34. Внизу виднеется домик дорожных рабочих, но они здесь скорее номинально - участок Памирского тракта по "нейтральной" территории между таджикским и киргизским КПП по факту не обслуживается и это самый трудный отрезок пути. Повезёт - проедешь, не повезёт - можно очень сильно застрять... Особенно зимой и по весне...
35. Перевал остаётся позади...
36. Навстречу, словно пришелец, показался голландский велосипедист, который, высунув язык на плечо, месит колёсами грязь и взбирается вверх по перевалу. Остановились, пожелали удачи. В сезон здесь много таких туристов...
37. Местный житель. Красавец! :))
38. Форсируем реку...
39.
40. И фотографируем сусликов.
41. Медленно спускаемся в Алайскую долину... На север, в сторону Киргизии, с перевала Кызыл-Арт стекают притоки реки Кызылсу, одной из составляющих Вахша. Кызылсу - обозначает "красная река". Цвет воды в местных речках действительно красный из-за особенностей размываемых ими горных пород.
42.
43.
44. За пригорком показался киргизский пограничный пост. Проверка документов - всё очень быстро, мы здесь также одни. Пограничники прекрасно знают всех местных водителей, которые ездят этой дорогой, но всё равно тщательно проверяют вещи, машину, изучают все штампы в паспортах, спрашивают цель визита, интересуются, серьёзно ли застряла та машина на перевале, есть ли ещё кто за нами, и, ради прикола, подкидывают в нашу машину пакетик какой-то шмали, чтобы потренировать нюх местной овчарки. :)) Вообще, киргизские пограничники - бодрые и весёлые ребята, скучно им тут. Желаем пацанам удачи и едем дальше.
45. Мы - в Киргизии!
46. Встречный джип с парой азиатских туристов: парень - из Японии, а его девушка - из Южной Кореи. Едут, как и мы, с местным водителем. Сломались...
47. Пересекаем Алайскую долину и реку Кызылсу. В долине видна очередная советская военная заброшка. Здесь раньше была крупная пограничнаяя застава и воинская часть.
48. Село Сары-Таш - первый киргизский населённый пункт на нашем пути. Останавливаемся на обед. Сары-Таш - перекрёсток главных автомобильных дорог Памира. Здесь сходятся три дороги - приходящий через перевал наш Большой Памирский тракт со стороны Мургаба и Хорога; так называемый
"Европейский маршрут Е60" (трасса из Китая в Киргизию и далее по Алайской долине в Таджикистан (в Душанбе и далее в Узбекистан, Туркмению и через Каспийское море - в сторону Европы) и дорога на север - в Ош и далее в Ферганскую долину Узбекистана. По ней мы и поедем. Дорожные трудности остаются позади, а впереди - шикарная асфальтированная дорога.
49. Сразу за Сары-Ташем находится перевал Талдык (3615 м) Алайского хребта - самый извилистый перевал нашего пути. Подъём на него довольно пологий.
50.
51. А спуск - это 12 петель серпантина резко вниз. С вершины перевала открывается невероятная панорама всех его поворотов. Машинки, едущие внизу, кажутся игрушечными. Но спустя каких-то пару минут мы тоже там окажемся. Невероятный серпантин!
52. За перевалом Талдык природа постепенно оживает - становится ощутимо теплее, больше зелени... Мы спускаемся с Алайского хребта вниз в Ферганскую долину.
53. Красные скалы. Немного дождливо, но всё равно очень красиво...
54. Южная Киргизия - примерно такие же скалы видели три года назад в центральной Киргизии, на берегу озера Иссык-Куль.
55.
56.
57.
58. Необычайно живописные скалы долины реки Гульча.
59.
60. Дождь.
61. Чыйырчик - заключительный перевал на нашем маршруте. Петли серпантина внизу и красновато-зелёные оттенки природы.
62.
63. Спустились с гор. Ферганская долина - жарко, влажно после дождя, пахнет степью и травами...
64. А вот и город Ош, столица Южной Киргизии.
Прибыли под вечер: детально знакомиться с городом уже не было ни времени, ни сил - столько впечатлений было после Памира! Пробежались по улицам, заселились в отель и оперативно взяли билеты на утренний самолёт до Москвы. Вот и всё на этом - пора домой. А мой отчёт про Памирский тракт закончен: кто следил - спасибо за внимание! :))
К оглавлению >>>