Продолжаю публиковать свои старые заметки о круизе по Днепру и Чёрному морю - каким он был в 2007 году. Сегодня третий день путешествия - мы пройдём вниз по Днепру ещё порядка 170 километров, минуем два гидроузла, семь мостов, города Кременчуг, Днепродзержинск и, поздно вечером, - Днепропетровск.
На Днепре, в отличие от Волги, расстояния небольшие, и почти всю речную часть маршрута теплоход идёт малым ходом, чтобы следовать туристическому расписанию. За ночь мы прошли чуть более 100 километров по открытому плёсу Кременчугского водохранилища, одного из двух крупнейших на Днепре. Встаём на рассвете, чтобы посмотреть прохождение Кременчугского гидроузла. В июле на Украине днём бывает почти всегда очень жарко, а вот на рассвете, да ещё на реке - очень приятно насладиться прохладой!
1.
2. Позади остаются озаряемые первыми рассветными лучами крутояры. Кричат чайки над широкой водной гладью.
Кременчугское водохранилище - одно из двух крупнейших на Днепре. Оно протянулось вдоль Днепра на 185 километров и состоит из двух частей - речной участок (от Канева до Черкасс, где ширина ещё небольшая и есть течение) и главный плёс от Черкасс до плотины. Здесь водохранилище напоминает море - зелёные горы-холмы по его правому берегу по мере продвижения на юг несколько снижаются, а противоположный левый берег угадывается лишь узкой полоской. С запада к Днепру несут свои воды Рось и Тясмин, а с востока - Супой и Сула.
3. На берегу у самой акватории гидроузла высятся кварталы города Светловодска - основанного в 1954 году как посёлок строителей Кременчугской ГЭС.
4. Южное солнце стремительно поднимается всё выше, светит всё ярче, припекает всё сильнее.
5. Заходим в аванпорт судоходного шлюза - Кременчугское водохранилище остаётся позади.
6.
7. Плотина гидроэлектростанции хорошо видна слева по борту. Кременчугская ГЭС с расположенным выше неё очень крупным водохранилищем - один из основных регуляторов водного режима Среднего и Нижнего Днепра. Её работа обусловлена водным режимом трёх нижележащих гидроэлектростанций, а также другими требованиями народного хозяйства.
8. Направляемся в судоходный шлюз, где опустимся на 16 метров.
9.
10. Солнце поднялось уже совсем высоко. Хорошо на Днепре утром! Здесь нешироко, река течёт почти в естественных берегах, а ниже Кременчуга начнётся следующее - Днепродзержинское водохранилище.
11. В Кременчуге круизный теплоход делает остановку.
12. Берега Днепра в черте города связывает Крюковский мост очень интересной конструкции. Этот мост двухуровневый, совмещённый: в верхнем уровне проходит крупная федеральная автомагистраль, а в нижнем - важная линия Южной железной дороги Харьков - Полтава - Николаев. Интересно, что нижняя часть моста - разводная, вертикально-подъёмной системы, а по верхней, автомобильной - движение происходит непрерывно. Когда железнодорожный пролёт поднимается, подмостовой габарит становится достаточным для пропуска крупных судов. Первый мост был построен здесь в 1872 году, когда ветки Южной железной дороги с обеих сторон подошли к Днепру. В то время мост был чисто железнодорожным и неразводным. Во время Великой Отечественной войны мост был взорван немецкими войсками при отступлении. После войны его реконструировали: на старых опорах установили новые пролёты - двухуровневые с вертикально-подъёмным центральным железнодорожным пролётом. Таким мост остаётся и по сей день. Небольшие суда могут проходить его в неразведённом положении, а для четырёхпалубных круизных теплоходов, как наш, - нужна разводка. Будет интересно!
13. Кременчуг - относительно небольшой город Полтавской области населением чуть более 200 тысяч человек. Это крупный промышленный и транспортный узел Украины, известный подавляющему большинству как место производства грузовиков "КрАЗ". В окрестностях речного вокзала не так много ярких достопримечательностей, зато очень приятно погулять по набережной, где, среди прочего, можно найти макет Храма Василия Блаженного в окружении ярких роз.
14. Гостей Кременчуга встречают также барон Мюнхгаузен...
15. ... Кот в Сапогах...
16. .... Крокодил Гена с Чебурашкой.
17. Невдалеке находится памятник Тарасу Шевченко.
18. Днепр в Кременчуге относительно неширок, берега низкие, течение небольшое. Ниже Кременчуга река плавно переходит в Днепродзержинское водохранилище.
19. Берега Днепра кое-где сопровождают скальные гряды.
20. Тогда, в 2007 году, в Кременчуге ещё стоял памятник Ленину. Совсем недавно его не стало.
21. В целом Кременчуг - относительно небольшой, чуть провинциальный, очень зелёный, уютный южный город.
22.
23.
24.Торец здания Кременчугского национального университета украшает классическое советское панно. Сколько таких мозаичных панно можно до сих пор увидеть в разных уголках и республиках бывшего Советского Союза! :)
25. Пришло время отправляться. Здание речного вокзала - вполне типичное, издалека напоминающее корабль.
26. Перед нами в небольшую свадебную прогулку отпавляется только что поженившаяся пара молодых - на кораблике с характерным названием "Буря". :))
27. Сразу после отправления наш теплоход будет проходить Крюковский мост.
28. Железнодорожный пролёт уже поднят, а по автомобильному уровню как ни в чём ни бывало идут машины. Всё-таки интересная конструкция - в России несколько разводных мостов вертикально-подъёмной системы, есть и двухуровневый совмещённый (через Преголю в Калининграде), но чтобы при подъёме железнодорожного пролёта автодвижение в верхнем уровне не прекращалось - такие конструкции я видел только тут, на Днепре. Мы сегодня пройдём и под ещё одним таким мостом - ниже, в Днепропетровске находится Амурский мост, брат-близнец Крюковского.
29. Четырёхпалубный круизный теплоход проходит под поднятым железнодорожным пролётом.
30. Сразу после прохождения судна железнодорожный пролёт опускают.
31. Мост остаётся позади.
32. Ниже Кременчуга Днепр постепенно расширяется - далее начинается Днепродзержинское водохранилище, протянувшееся по долине Днепра на 115 километров. В верхней своей части оно неширокое - не более двух километров, и больше похоже на реку, а ближе к плотине начинаются широкие плёсы.
33. Днепродзержинское водохранилище лежит в зоне степей. Берега его более суровы, по ним часто встречаются выходы серого гранита Украинского кристаллического массива. Ниже Кременчуга эти гранитные скалы особенно хороши (часть скальных образований мы видели даже на набережной города). До строительства Днепродзержинской плотины и создания водохранилища скальные горные породы существовали и в русле реки, серьёзно препятствуя судоходству. Их ещё называли "заборами". Сегодня каменные "заборы" надёжно спрятаны в глубине, и большие четырёхпалубные теплоходы спокойно проходят эти места транзитом. О старых временах напоминают лишь обрамлённые камнем навигационные знаки, указывающие фарватер на водохранилище.
34.
35. Днепродзержинское водохранилище относительно небольшое - теплоход проходит его всего за четыре часа. Ближе к плотине степные берега расступаются, становится гораздо шире...
36.
37. Впереди всё отчётливее видны сооружения гидроузла, а дальше за ними - индустрия города Днепродзержинска.
38.
39. Тёплым южным вечером мы заканчиваем путь по очередному водохранилищу и направляемся в шлюз.
40. Солнце быстро клонится к закату - на юге и не заметишь, как день переходит в вечер.
41. Панорама Днепродзержинского гидроузла.
42. Закат...
43. Плотина Днепродзержинской ГЭС.
44. И судоходный шлюз, ярко освещённый вечерним солнцем. Сегодня мы прошли два шлюза - утром был Кременчугский, сейчас - Днепродзержинский, в котором мы опустимся ещё на 15 метров по Днепровской водной лестнице.
45. За время шлюзования совсем стемнело - плотина остаётся позади.
46. Днепродзержинск - это в первую очередь крупный промышленный центр. Это центр металлургической, химической промышленности, машиностроения. В городе есть речной порт. От Днепродзержинска и ниже грузовое судоходство по Днепру становится заметно более оживлённым.
47. Уже почти в ночи проходим индустрию Днепродзержинского металлургического комбината, находящегося прямо на берегу Днепра.
48. А ниже начинается Днепропетровск, образующий с Днепродзержинском по сути дела единую громандую агломерацию. В черте города через Днепр сооружено пять мостов. Одним из наиболее интересных является разводной двухуровневый Амурский мост, аналогичный по конструкции Крюковскому мосту в Кременчуге. История его также похожа - он был построен в 1884 году, в войну разрушен, а затем был построен сразу после войны. Подойдя к Днепропетровску, теплоход бросает якорь и останавливается посреди реки - ждём разводки моста. Уже поздно, хочется спать, да и дождь начинается - но сила духа сильнее: уж очень интересно посмотреть проход под вторым разводным мостом за сегодня. :)
49. Наконец, пролёт подняли, и теплоход устремляется под мост. Амурский мостовой переход в Днепропетровске на самом деле состоит из двух параллельных мостов - первый совмещённый, аналогичный Крюковскому в Кременчуге, а в 1977 году параллельно первому был построен второй мост, тоже вертикально-подъёмный, но одноярусный, под ещё один железнодорожный путь. Итак, проходим в ночи под Амурскими мостами Днепра.
50. Днепропетровск в этом рейсе теплоход проходит ночью и без остановки. Любуемся большим городом в ночи с прогулочных палуб. Следующий мост так и называется - Центральный.
51. Ниже расположен знаменитый арочный железнодорожный Мерефо-Херсонский мост. Это второй по старшинству (после Амурского) мост в Днепропетровске. Его начали строить ещё в 1914-1916 годах, но из-за Первой мировой войны и революции строительство так по сути и не началось. Строительство моста началось намного позже, в 1929 году - автором нового проекта стал Н.М. Колоколов, очень известный мостовик, - предложивший впервые в мировой практике применить на столь колоссальном объекте монолитный железобетон. Мост был сдан в 1932 году. Во время войны Мерефо-Херсонсий мост, как и его сосед, Амурский мост, - стал важнейшим стратегическим объектом. По нему после упорной обороны города отходили советские войска, после чего он был взорван. Фашисты восстановили мост - он был назван в честь генерал-полковника Фон Клейста, танковая группа которого с трудом взяла город. Во время отхода гитлеровцы уничтожили мост полностью, оставив только руины арок. После войны Мерефо-Херсонский мост был восстановлен в первоначальном виде. За свою художественную выразительность, выдающиеся технические качества, проверенный на прочность временем, он взят под охрану государства как памятник архитектуры. Даже в ночи в свете прожекторов идущего по Днепру теплохода видна невероятная легкость и красота этого уникального сооружения!
52. И, наконец, последний мост Днепропетровска - Южный, расположенный на обходе города.
На этом сегодняшний необычайно интересный день закончен. Но не закончена тема уникальных технических сооружений Днепра. Завтра рано утром мы будем проходить плотину знаменитой ДнепроГЭС, одного из самых выдающихся инженерных сооружений мира и уникального памятника промышленной архитектуры. Этому будет посвящён отдельный пост.
К оглавлению >>>