Сейчас, когда окружённый книгами и разными другими материалами я сижу перед домашним компьютером с намерением начать рассказ о прошедшем путешествии в Норвегию, мысли упорно не хотят ложиться в стройные ряды слов - ведь хочется подробно рассказать обо всех эпизодах прошедшего замечательного путешествия, но, анализируя их, приходишь к выводу, что запоминающихся моментов и впечатлений в этой поездке было столько, что невольно теряешься, с чего начать. Поэтому, чтобы не запутаться, лучше всего начать с самого начала и двигаться в хронологическом порядке. :)
Итак, всё началось с того, что в 2006 году
asosnin совершил морское путешествие по норвежской транспортной линии «Hurtigruten» и выложил отчёт на форуме портала «Инфофлот». Рассказ Александра сильно «зацепил», и желание повторить это путешествие возникло почти сразу же, а чуть менее года назад это желание приобрело конкретные формы - начала собираться группа желающих, началась проработка программы, изучение материалов и сайтов турфирм. Экспедиция готовилась долго и не всегда так просто, как, может быть, казалось со стороны, но все проблемы совместными усилиями были успешно решены, и 30 апреля группа из 12 энтузиастов отправилась в долгожданное путешествие. Нам предстояло совершить большое путешествие по маршруту Москва - Рига - Берген - Киркенес - Мурманск - Москва, главным звеном поездки был морской круиз Берген - Киркенес на лайнере «Midnatsol» компании «Hurtigruten», кроме того, перед началом морского путешествия мы двое суток провели в Бергене - одном из красивейших городов Норвегии, откуда совершили потрясающее мини-путешествие по внутренней Норвегии, помимо этого, в программе нашей экспедиции были ещё две интересные добавки - Рига (где мы делали промежуточную посадку на пути в Норвегию) и Мурманск (куда мы по окончании круиза приехали на рейсовом автобусе через российско-норвежскую границу). Эти добавки украсили и без того очень интересное и насыщенное путешествие.
Немного о Hurtigruten
Интенсивное судоходство вдоль побережья Норвегии существовало очень давно - на протяжении многих веков. В то время море было наиболее удобной дорогой, а главным портом на западном побережье нынешней Норвегии был древний ганзейский город Берген. В 1838 году на морские просторы был спущен первый в Норвегии колёсный пароход «Принц Густав», курсировавший между Тронхеймом и Тромсё, несколько лет спустя был построен второй колёсный пароход - «Принц Карл». Оба эти судна курсировали по прибрежному морскому пути только в летние месяцы.
В 1891 году среди судоходных компаний Норвегии был объявлен конкурс на право установления скоростной почтовой и грузопассажирской морской линии Тронхейм - Хаммерфест, связавшей бы южную часть Норвегии с севером страны. Но среди судоходных компаний желающих не нашлось. Год спустя департамент объявил новый конкурс с новыми контрактными условиями, согласно которым суда прибрежной морской линии должны были курсировать еженедельно в каждом направлении и перевозить почту. Две крупнейшие норвежские судоходные компании того времени снова отказались от участия в проекте, сославшись на невозможность плавания в период полярных ночей и суровых зимних штормов, и лишь компания «Vesteraalens Dampskibsselskap», возглавляемая капитаном Ричардом Уизом (теперь имя «Richard With» носит одно из судов компании «Хуртигрутен») вызвалась наладить эту линию.
2 июля 1893 года пароход «Vesteraalen» совершил первый рейс от Тронхейма до Хаммерфеста вдоль побережья Норвегии. Маршрут был успешно пройден за 67 часов, что тогда казалось совершенно немыслимым (почта с юга на север тогда доставлялась за 1 месяц летом и за 5 месяцев - зимой). Так началась история «Хуртигрутен» - уникальной морской линии, проходящей с юга на север вдоль всего побережья Норвегии и связывающей второй по величине в Норвегии город Берген, с северными районами страны.
По данным на 2007 год флот компании «Hurtigruten» состоит из 14 судов. 11 из них постоянно работают на собственно прибрежной линии Берген - Киркенес, три судна в летний период работают на круизных маршрутах в Гренландию и Шпицберген, а зимой два судна работают на круизном рынке Антарктики.
Большинство судов, работающих сейчас на линии Берген - Киркенес - новые (1983-2003 годов постройки) и по комфорту не уступают круизным лайнерам, исключениями являются лишь «Lofoten» и «Nordstjernen» - исторические суда постройки 1964 и 1956 годов соответственно, но прошедшие недавно реконструкцию. В настоящее время значительную часть контингента Hurtigruten составляют туристы (ведь это один из самых красивых в мире морских маршрутов!!!), но есть и настоящие пассажиры (в том числе и едущие без кают), использующие эту линию по её изначальному, транспортному назначению. Суда «Хуртигрутен» также перевозят некоторые грузы вдоль побережья, есть на лайнерах и автопалубы, на которых перевозятся автомобили.
Вообще «Хуртигрутен» действительно уникальная линия, по впечатлениям превосходящая многие морские круизы - на протяжении почти всего маршрута лайнер идёт вдоль удивительно красивого западного побережья Норвегии, минует проливы, заходит во фьорды, делает множество интереснейших стоянок. Да и по уровню и комфорту, повторюсь, - это полноценный морской круиз. Очень важно, что есть возможность самому выбирать продолжительность и маршрут путешествия - либо на «полный круг» Берген - Киркенес - Берген, либо в один конец (Берген - Киркенес или же в обратном направлении), можно и вовсе ехать на любом отрезке маршрута между любыми портами захода (а всего их более 30-ти). Это очень удобно и позволяет при желании довольно гибко планировать путешествие.
Кроме того, «Хуртигрутен» очень близка по духу нашим речным туристам ещё и тем, что мы все в той или иной степени «выросли» из Волжской транспортной линии Москва - Астрахань и подобным ей речным маршрутам; мы все с удовольстием приветствуем встречные теплоходы на узких водных плёсах, машем руками туристам, путешествующим на них, мы все любим, когда стоянки в городах динамично сочетаются с ходовым временем - так вот всё это присутствует на Hurtigruten в полной мере!!! И вообще, прибрежная линия Hurtigruten является одним из лучших способов познакомиться с замечательной страной Норвегией, а если к круизу присоединить ещё пару деньков (как это сделали мы) - то едва ли вообще какой тур по Норвегии сравнится по впечатлениям с такой экспедицией.
Итак, перейду от слов к делу - итак, вперёд!
К оглавлению >>>