Я довольно много летаю, и каждый раз ощущение полёта бывает разным - некоторые полёты явлются обычной командировочной рутиной, некоторые - прелюдией к интересному путешествию, а бывает, что перелёт необычайно интересен сам по себе - как некоторое обособленное путешествие. В таких случаях интересно занять место у окна и подготовить фотоаппарат - дневной 8-часовой перелёт Найроби - Амстердам над всей Африкой именно таков! :)
1. Новенький боинг 777 "Кенийских Авиалиний" взлетает из аэропорта Найроби имени Джомо Кениаты и набирает высоту.
2. Из-за облаков видна вершина горы Кении - второй по высоте на африканском континенте (5199 метров). Она ниже Килиманджаро, но в отличие от Кили, на её скалистую вершину нельзя подняться без специального оборудования и альпинистских навыков.
3. Дальнейший путь проходит над Эфиопией, Суданом и Египтом. Лесистые саванны Кении остаются позади - внизу всё меньше растительности, краешком пересекаем Эфиопское нагорье, крупную горную систему на северо-востоке Африки.
4. С высоты очень необычно смотрятся солончаки и скалистые останцы, резко выделяющиеся среди зелёных полей.
5. На краю скалистого образования, сверху напоминающего хребет динозавра, виднеется какой-то эфиопский городок.
6. Продолжаем путь на север через всю Африку. Следующая часть пути проходит над Южным Суданом и Суданом. Пейзажи внизу становятся всё более пустынными.
7. Самолёт летит над Белым Нилом, одной из двух составляющих самой длинной речной системы Африки и второй по длине (после Амазонки) речной системы мира. Белый Нил чётко под фюзеляжем, и его не видно из окошка - зато издалека видно, как справа к Белому Нилу приближается широкая лента Голубого Нила - второй составляющей Нила, несущей свои воды с плоскогорий Эфиопии. Долина между Белым и Голубым Нилом состоит из плодородных речных почв и является зоной активного земледелия Судана. Необычайно красиво с высоты смотрятся "клеточки" хлопчатниковых полей и прочих земляных угодий!
8.
9.
10. Белый Нил виден из иллюминаторов, расположенных слева по борту, а справа по борту, где я сижу, хорошо видна широкая лента Голубого Нила, приходящая с востока, со стороны Эфиопии. Голубой Нил намного короче Белого, но несущий свои воды с Эфиопского (Абиссинского) нагорья, именно Голубой Нил играет главенствующую роль в формировании водного режима Нила ниже слияния двух рек по течению. В сезон дождей Голубой Нил формирует более 60% стока всего Нила, впрочем в сухой сезон Голубой Нил сильно мелеет. Помимо орошения и водоснабжения, Голубой Нил обладает колоссальными энергоресурсами - на нём и его притоках построено несколько крупных ГЭС, а последним колоссальным энергетическим проектом стало начавшееся в 2011 году строительство "Великой Эфиопской плотины Возрождения" или "Плотины Тысячелетия" (как её ещё называют в Эфиопии), по мощности сопоставимой с нашими Красноярской и Братской ГЭС.
11. Итак, Голубой Нил в окрестностях столицы Судана Хартума и слияния с Белым Нилом.
12. Голубой Нил - и окраины Хартума.
13.
14. Самолёт минует столицу Судана Хартум и вскоре из иллюминаторов справа по борту открывается великолепная панорама Нила - объединив в себе воды Белого и Голубого Нила в единый мощный поток, самая длинная река Африки начинает свой путь через бескрайние пустыни Судана и Египта. Чуть ниже Хартума Нил принимает свой последний приток реку Атбара (как и Голубой Нил несущую свои воды с Эфиопского нагорья) и далее до самого Средиземного моря река течёт через пустыни, не имея притоков на протяжении 3100 километров. Вскоре после Хартума начинается Нубийская пустыня - отсюда и вплоть до Асуана Нил необычайно порожист.
15.
16. Нил делает здесь большую излучину и прорезает плато, сложенное известняками, пересекая многочисленные пороги (катаракты). Всего от Хартума до Асуана насчитывается шесть крупных систем порогов. Пороги Нила нумеруются снизу вверх по течению (1-й, 2-й.... 6-й). И именно на этом участке на Ниле построены несколько крупных ГЭС, о которых речь пойдёт чуть позже.
17. Делая большую излучину, Нил уходит вправо и на некоторое время удаляется от маршрута нашего полёта.
18. Нубийская пустыня... И скалистые песчаниковые плато, выделяющиеся среди песков.
19.
20. И снова пересекаем Нил - в верхней части излучины, в районе Четвёртого порога, в 2009 году была введена в эксплуатацию ГЭС Мерове мощностью 1250 МВт. Эта крупнейшая ГЭС Судана была запроектирована в 1998-2002 годах российским институтом "Гидропроект", а строительство велось в 2004-2009 годах. Плотина ГЭС образовала крупное водохранилище Мерове, которое хорошо видно с самолёта.
21. Водохранилище Мерове на реке Нил, Судан.
22.
23. Во второй раз пересекли Нил - теперь река остаётся слева по ходу нашего движения. А из моих правых иллюминаторов простираются куда глаза глядят бескрайние просторы пустыни Сахары...
24. Пески... И периодически выделяющиеся среди них скалы... В салоне плюс двадцать и обед, за бортом минус сорок - а внизу... как же там, должно быть, сухо и жарко!
25.
26. Местность внизу становится скалистой - мы снова готовимся пересекать Нил, в третий раз за время полёта (а если с учётом Голубого Нила, то в четвёртый).
27. На Первом пороге Нила у египетского города Асуана в 1960-1971 годах советскими гидростроителями была построена Асуанская ГЭС, одно из крупнейших гидротехнических сооружений мира, дающая около половины вырабатываемой Египтом электроэнергии. Асуанская ГЭС образует огромное водохранилище (озеро Насер) длиной 550 километров. Это одно из крупнейших водохранилищ мира. Самолёт пересекает озеро Насер в верхней его части, в районе знаменитых египетских храмов Абу-Симбел. Кстати, эти древние храмы попадали в зону затопления водохранилища и перед его заполнением с помощью уникальной инженерно-археологической операции были целиком перенесены на 65 метров выше и на 200 метров в сторону от реки.
28. На этом фото хорошо виден один из каналов, берущих начало из водохранилища Насер. Это канал Тошка, строительство которого началось в 1990-х годах для орошения западных регионов Египта.
29. Нил и водохранилище Насер под крылом.
30. Головная станция канала Тошка.
31. Оросительные каналы посреди Сахары.
32.
33. Как было модно говорить лет сорок назад, - "превратим пустыню Сахара в цветущий сад". :))))
34. Самолёт пересекает Сахару.
35. Нижнее течение Нила остаётся восточнее - плодородный оазис, протянувшийся через весь Египет и ставший одной из основ человеческой цивилизации виднеется вдалеке справа по борту самолёта.
36. Вон та тёмная лента среди пустыни - это и есть знаменитая долина Нила в нижнем его течении. Я, кстати, ещё не был в Египте, - как-то считая его попсовым туристическим местом, куда всегда успеешь. А на самом деле туда очень интересно съездить - места и древности потрясающие!!! Надо только грамотно составить маршрут.
37. Впереди на горизонте показались облака - первый предвестник моря.
38. Облака над пустыней напоминают кусочки ваты - так и хочется потрогать их руками!
39.
40. А вот и Средиземное море - внизу видна череда песчаных пляжей. Наше путешествие над Африкой заканчивается. Прощаемся с "Чёрным континентом" до следующего раза - в голове много интересных идей путешествий по Африке, по самым разным её частям. Надеюсь, когда-нибудь получится осуществить их... А пока что - до свидания, Африка! :))
41.
42.
43. Час пути над Средиземкой - и мы уже в Греции. С борта видны греческие острова.
44.
45. А затем и континентальная часть страны - из моих правых иллюминаторов хорошо видны Афины.
46. Коринфский канал, прорытый в 1881-1893 году через узкий 6-километровый Коринфский перешеек, связывающий полуостров Пелопоннес с материком. Канал соединил Саронический залив Эгейского и Коринфский залив Ионического морей и позволил судам, огибавшим прежде Пелопоннес, сократить путь более, чем на 400 километров. Впрочем, сегодня он в значительной степени утратил своё значение - из-за узости и недостаточной пропускной способности. А вот пройти Коринфский канал на круизном лайнере - необычайно интересно!!!
47. Далее на пути - Балканы...
48.
49.
50. Под крылом - город Сараево, столица Боснии и Герцеговины, а также место проведения Зимних Олимпийских игр 1984 года.
51. На завершающем отрезке пути пересекаем Альпы в районе австрийского городка Грац.
52.
53. Внизу видны леса Германии - в начале ноября там ещё золотая осень.
Вскоре самолёт начинает снижение и производит посадку в аэропорту Амстердама. Из Кении через всю Африку и Европу - очень красивый полёт получился!
К оглавлению >>>