Астраханский вододелитель

Oct 04, 2013 23:38




Теплоход приближается к Астрахани и дельте Волги - бесчисленному переплетению рукавов, которыми она впадает в Каспийское море. Дельта Волги - крупнейшая речная дельта Европы, насчитывающая более 500 рукавов, протоков и малых речек. Основные рукава дельты - Бахтемир, Бузан, Камызяк, Старая Волга, Болда, Ахтуба. Ближе к Каспию они дробятся на всё более мелкие рукава и образуют систему более мелких водотоков. Дельта Волги начинается в 46 километрах севернее Астрахани, в том месте, где от главной реки отделяется крупный рукав Бузан, идущий в юго-восточную часть дельты. В этом месте в 1963-1977 годах был построен Астраханский вододелитель - уникальное гидротехническое сооружение, предназначенное для обводнения юго-восточной части дельты Волги путем перекрытия западного волжского рукава подъёмной плотиной и создания подпора до 4,5 метров.

В начале 1960 годов прорабатывался проект создания в районе Енотаевска Нижневолжской ГЭС, совмещенной с вододелителем, водохранилища с подпором до Волгограда и гигантской дамбы, которая бы предохранила от затопления близлежащие степи и часть Волго-Ахтубинской поймы. Однако из-за очень серьезных экологических последствий от строительства этой ГЭС отказались и решили ограничиться строительством только вододелителя у села Верхнелебяжье. Вскоре там возник город Нариманов.

Астраханский вододелитель построен в самом начале волжской дельты чуть ниже отделения от Волги крупного рукава Бузан, идущего на восток. Волжский вододелитель был задуман в тот период, когда происходило особенно интенсивное изъятие волжской воды на орошение, совпавший в 1960-1970-е годы с естественным маловодьем Волги. В результате в низовьях Волги, особенно в восточной части дельты, приемлемые по высоте и продолжительности стояния воды для нерестилищ не обеспечивались. Назначение вододелителя - улучшить условия воспроизводства полупроходных рыб Волго-Каспийского района в маловодные годы. Работая на спаде высокой воды, вододелитель позволяет существенно увеличить продолжительность половодья в восточной части дельты, где в основном располагаются нерестилища. Кроме того, изначально предполагалось, что вододелитель позволит лучше обеспечивать восточную часть дельты и Северного Каспия биогенами и тем самым усилить основную кормовую базу северной части Каспийского моря - без вододелителя они выносятся через Бахтемир, главную протоку западной части дельты, практически сразу в Средний Каспий.

Астраханский вододелитель состоит из железобетонной плотины в западном рукаве длиной 1067 метров с опускающимися затворами, земляной плотины длиной 1317 метров, колоссальной вододелительной дамбы длиной 78 километров, разделяющей две части дельты, и шлюзов. В течение года плотины не функционируют, а в конце половодья, когда уровень уже начинает падать, русло перекрывается затворами и уровень выше плотины поднимается на 4,5 метра. Таким образом, основной сток направляется далее не по основному руслу Волги, а в неперекрытый Бузан, в восточную часть дельты, и нерестилища там получают необходимую воду. Во время работы вододелителя 2/3 воды идёт по Бузану, 1/3 - по Волге. В обычное же время наоборот - 2/3 по основному руслу и 1/3 в Бузан. Когда он не функционирует, суда просто идут через судоходные пролёты в русле Волги, а во время работы вододелителя, когда русло перекрыто плотиной - через шлюзы (300х28м, как и остальные волжские). Это уникальное и колоссальное сооружение, аналогичных в мире которому нет.

Вододелитель на карте - плотина пересекает Волгу, а выше вододелителя от Волги отделяется рукав Бузан, ведущий в восточную часть дельты. При работе вододелителя в него идёт основной сток.




Астраханский вододелитель в работе (фото Наримановской районной газеты "Степная новь"):




Вододелитель был введен в эксплуатацию в 1977 году и использовался всего шесть раз - в 1977, 1978, 1982, 1983, 1988 и 1989 годах, при этом общая продолжительность его работы составила 160 дней (в среднем 20-30 дней в году). После этого с 1989 года им ни разу не пользовались - во-первых закончился маловодный природный цикл 1960-70-х годов, во-вторых в 1990-х волжскую воду стали намного меньше разбирать на орошение и необходимая ранее дополнительная «подпитка» восточной части дельты водой стала не столь актуальна. Да и вообще, времена наступили совсем другие - не до того стало. После 1989 года на протяжении 24 лет Астраханский вододелитель не использовался ни разу. В последнее время (в 2006, 2010) было несколько маловодных лет, когда ходили разговоры о возможном возобновлении работы сооружения, но из-за неудовлетворительного состояния некоторых механизмов и неготовности не работавших много лет шлюзов, в наши годы вододелитель так ни разу и не использовали. Возможно, когда-то в будущем он снова и заработает, а пока теплоход на полной скорости проносится под открытыми судоходными пролетами этого исполинского сооружения

1. Слева по борту видно отделение от Волги первого рукава - Бузана, ведущего в восточную часть дельты. А за рекой на дальнем плане просматриваются трубы и факелы Астраханского газоперерабатывающего завода, расположенного в посёлке Аксарайский.




2. В нескольких километрах ниже главное русло Волги, ведущее в западную часть дельты, перегорожено Астраханским вододелителем. Сейчас он не работает, и суда свободно проходят через сооружение.




3. Направляемся в правый судоходный пролет.




4.




5. В этих башнях находятся сложные механизмы, опускающие заслонки, когда вододелитель работает.




6. Проходим под судоходным пролетом, а слева видны боковые регуляционные пролеты вододелителя и начало 78-километровой дамбы, разделяющей западную и восточную части дельты Волги.




7. Когда вододелитель работает, эти плотины опускаются, перекрывают русло Волги, поднимают уровень воды на 4,5 метров, и основной сток идёт уже не по Волге, а по уходящему на восток её левому рукаву Бузану. Таким образом, происходит обводнение юго-восточной части дельты.




8. Справа находятся судоходные шлюзы, через которые идут суда при работающем вододелителе - их сейчас не видно с теплохода.




9. Гигантское сооружение остаётся позади.




10.




11.




12. Теплоход всё ближе к Астрахани. Ниже вододелителя начинается территория уже морского порта - привычные речные бакены сменяют морские навигационные знаки.




13. На рейдах стоят не только речные, но и морские суда Каспийского региона - вот, например, судно из Дагестана.




14. А это крупный сухогруз смешанного река-море плавания.




15. Теплоход следует уже в городской черте. В Астрахани от Волги отделяются еще несколько рукавов дельты, крупнейший из которых носит забавное название Болда. Астрахань, как Питер или Венеция, пересечена десятками волжских рукавов и водотоков.




16. Начало рукава Болда остаётся слева по борту, а главное русло Волги поворачивает здесь на юго-запад и сохраняет это направление до самого впадения в Каспий. А через исток рукава Болда устроен разводной железнодорожный мост вертикально-подъемной системы.




17. Астрахань расположена в самом начале дельты Волги. До Каспия здесь еще почти 100 километров. Но в Астрахани уже пахнет морем, кругом портовые сооружения, причалы, у которых стоит множество судов. Вот, например, гость из Ирана, ещё одной каспийской страны.




18. А это ретро-пароход, установленный как памятник на одной из городских набережных.




19. Проходим под пролетами городского моста.




20. За островом уже виднеются купола древнего Астраханского Кремля.




21.




22.




23. А причалы огромного астраханского речного и морского порта простираются во все стороны, куда глаза глядят.




24. Огибаем остров и заходим в левую протоку, на которой находятся пассажирские причалы. Сейчас от кремля до реки - пешком минут пятнадцать, хотя ещё в XVIII веке Волга протекала прямо под его стенами.




25. А главное русло Волги, пересекаемое разводным железнодорожным мостом, уходит далее на юг, к Каспию.




26.




Швартуемся у причала Астрахани - конечной точки круизного маршрута по Волге, древнего русского города у самого Каспийского моря. Теплоход здесь стоит целый день - мы совершим экскурсию в дельту Волги и прогуляемся по городу.

К оглавлению >>>

Вододелитель, Астрахань, Волга, Круиз Москва - Астрахань, Гидроэлектростанции, Россия

Previous post Next post
Up