Важный и значимый этап в жизни любого джипера. Человек, который не прошел этот этап, не считается в рядах своих соплеменников труЕ-джипер, а женщины обделяют его своим вниманием.
Этап появления задней лебедки в машине джипера предшествует этапу Понимания Истины. Истины, что всего этого не надо, что лишнее железо в машине только мешает, что практически везде, куда можно доехать на 35-х, можно неспеша попасть и на 31-х, что любое Унылое и Тяжелое Г*вно начинает ехать только тогда, когда оно максимально легкое. В результате этого понимания люди обычно возвращают машину практически в исходное вменяемое состояние на 31МТ и начинают уже, наконец-то, радоваться жизни и ездить.
Поэтому я, собственно, никак не мог этот этап пропустить.
Помимо важности момента, успешности мероприятия также способствовал тот факт, что данная лебедка досталась мне практически очень занедорого. Ситуация и обстоятельства такого явления уникальны и невоспроизводимы, поэтому не спрашивайте меня, как это произошло.
Итак, поехали.
Лебедка ComeUp 9500 Seal.
Прежде, чем начать что-то делать, необходимо подготовиться. Нам понадобится следующий миллион вещей для успеха в делах:
- провода 35...50 кв.мм 6 метров (про сечение проводов см.ниже); - стальной клюз для металлического троса; - резиновые наконечники; - стопицот тыщ наконечников 50-8 (т.е. под провод 50, диаметр болта 8); - радиопульт; - размыкатель плюса; - гофрочки, термоусадочки, изоленточки и хомутики; - квас, 2 литра в день.
Первым делом я разобрал блок управления, чтобы установить радиоблок. Там обнаружилась какая-то странная бумажка. Кто-нибудь знает, зачем она? Может, я зря ее выкинул? Может, там было какое-то послание от разработчиков ComeUp, типа "не влезай, убьет", но она была пустая.
Радиоблок, к слову, не заработал, собака позорный. Блок только щелкал, но лебедку не крутил. Поэтому я в сердацх его убрал коробочку и задвинул в дальний угол.
Штатная разводка. Фоткал, чтобы потом не перепутать. Стопицот проводов, чтобы управлять одной простой лебедкой! Для чего столько? #СЛОЖНОСТЬ.
Штатные провода - замечательные! Толстые, в хорошей изоляции, помеченные правильными бирками. В общем, загляденье. Жаль только, что короткие - пришлось все равно делать все заново.
Делаем Мега - Мастырку. На этой мастырке блок управления будет крепиться к автомобилю:
И крепим!
Лично я считаю это свое решение гениальным. Мастырка прекрасна и восхитительна. Блок сидит на ней, как влитой, и ему там хорошо. Все это дело расположено в заднем крыле, за фонарем:
И крепится к кузову. Изнутри пришлось разобрать салон и просверлить отверстия для болтов. С первого раза не получилось попасть туда, куда нужно (приехал АлександрЛеонидыч и отвлек меня шаурмой), поэтому три отверстия из пяти - лишние:
А вот вид снаружи:
Он же:
Да-да, вы все правильно поняли. Я просверлил крыло автомобиля насквозь. Прям вот дыра. Прям в крыле. Это навсегда. Можно открывать валерьянку и принимать капли валокордина. Крыло от этого немного прогнулось. Зато блок приболчен к кузову тремя болтами - #НАДЕЖНОСТЬ. Да и болтик зачетный, чорний.
Вид издали. Доступ удобный. Кстати, тут уже видно, где разместили разъем для пульта. Для него тоже пришлось сверлить кузов насквозь - отверстие диаметром 21 мм:
Далее начинаем веселье с проводами. Задача номер один - пропихнуть 5 метров провода в гофру. Гофра неразрезная, куплена без протяжки (я же хитрый! подумал - нахера мне эти читерства? и так протяну...), внутренний диаметр на 1 мм больше, чем внешний диаметр провода. В общем, поверьте мне... это НЕ легко. Я провел за этим занятием много времени. Столько пихательно-толкательных движений я не выполнял в своей жизни никогда. На фоне этого процесса, потеря двественности уже не кажется таким уж сложным процессом (простите за грубую аналогию... кстати, я говорил, что этот бложик формата 18+? так вот, говорю).
Как раз, когда прошло 3 часа, и я закончил пропихивать оба провода, позвонил АлексанЛеонидыч и сказал, что он таких проводов запихал в свое время 50 километров, и нужно было всего-то помазать их мылом, тогда они проскочат влет... В общем, дружеский совет - бесценно. Совет, данный вовремя - дабл бесценно. Хорошо, что его не было рядом.
Так, работа с наконечниками. Тут намедни у кого-то в журнале прочитал, как человек сокрушался, что не смог вовремя купить специальный обжимные кусачки для металлических наконечников. Отсутствие нужного инструмента, как обычно, побеждается смекалкой. Необходимо использовать обычные столярные тиски. Просто придется их потаскать с собой под машиной и под капотом в самых разнообразных позах, но это мелочи. Стало быть, обжимаем концы, надеваем термоусадку:
Усаживаем усадку поменьше, потом берем побольше, и усаживаем на стык провод - гофра, чтобы закрыть отверстие:
Получается красиво и гламурно.
Во время работы с проводвами выясняем интересный эффект - если быстро-быстро крутить гофрой, то она издает звуковые волны (сделайте погромче):
Бросаем текущие дела, и срочно занимаемся исследованием данного вопроса. В ходе проведения НИОКРа выяснилось, что частота звука зависит от длины гофры и частоты вращения гофры по формуле:
Чзвук = lim(Lгофр / Sвращ) х Vr где Vr - направление вектора вращения гофры. А при отклонении вращающейся гофры от точки проведения эксперимента частота звука меняется согласно эффекту Допплера.
Ну да ладно, веселье в сторону, продолжаем. Далее, встает вопрос, как заводить провода к блоку. Ну как... понятно как - вот так:
и вот так:
Это вид снизу на кузов в районе за задним колесом. Торчит штатная проводка к чему-то там (вроде, освещение номера). Вход в нишу задней фары. Круто, да? Мне нравится. Очень ровненько и аккуратненько. #ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ. На заглавной фотке - эти же дырки.
Но тут внезапно!... сыпь проходит сама, без всякой помощи, десант из бабушек отменяется, неотложки разворачиваются, вертолеты МЧС отзываются, и можно возвращаться к делам.
Значит, по поводу проводов. Тут я должен признать, что пребываю в некотором замешательстве, ибо не могу уверенно ответить на вопрос, какого сечения провода. Вернее, ответить то я могу, но доподлинно это неизвестно.
Провода:
имеют диаметр проводника в 8 мм:
Согласно школьному курсу геомертии, 5ый класс, по формуле площади круга это дает нам диаметр провода в 50 кв.мм. * тут все полезли гуглить формулу площади круга. Более того, как я уже говорил, наконечники на этот провод подходят только 50ые, 35ые наконечники слишком тесные, и не налезают. Смущение вызывает тот факт, что продавцы этих проводов позиционируют их как 35 кв.мм. К слову, я купил два метра провода 50 кв.мм, но обычных, отечественных, серии ПУ или ПВ или чего-то такое. Их, кстати, применять в автомобильной промышленности не следует, т.к. их изоляция не устойчива к деформациям, особенно на морозе. Мне все-же пришлось его использовать для провода А от блока к лебедке. Тупо не хватило нормальных. Так вот, их внтуренний диаметр = те же 8 мм. Итого, пока что придерживаюсь рабочей гипотезы в том, что применены провода 50 кв. мм. Если кто будет спрашивать - буду мотивировать точным инженерным расчетом.
Так, что еще... Ах, да, размыкатель. Установлен под капотом:
Использован такой же Т-максовский размыкатель, как и на моей передней лебедке. Он показал себя за три года нещадной эксплуатации молодцом. Поэтому, несмотря на то, что грюнеры у меня уже закуплены, для ускорения работ был установлен этот. Желательно было бы поставить его поближе к аккуму, но там и так тесно.
К слову, последеному приходится несладко. Количество проводов, приходящих на его клеммы, превысило все разумные пределы, и все это уже напоминает какой-то развесистый сад:
От такого надругательства, кстати, одна клемма погнулась, а одна вообще треснула. Поэтому рекомендую всем проверить внимательно свои клеммы, особенно тем, у кого аккум не закреплен жестко, а держится только на проводах и на грязи.
Вот как выглядит зародыш задней лебедки в бампере:
Ну и экспресс-тест. Небольшая песчаная горочка, просто чтобы проверить работоспособность решения. Ну и 0.7 мартеля, чтобы нечаянно включать не те передачи в коробке было не скучно:
В заключении, хочу отметить два момента: 1. про потери в проводах. Общая длинна "+" и "-" проводов от аккума к блоку / массе лебедки соответственно получилась по 5 метров. Померил напряжения. Заведенная машина, на аккумуляторе: 14.3 - 14.4В. Между "+" контактом на блоке и любым другим контактом на нем же.... 14.5 - 14.6. Т.е. имеем отрицательные потери! Задняя лебедка генерирует электричество! В общем, rioken, я же говорил, что будет применен двухступенчатый каскад из понижающе-повышающих трансформаторов, а ты не верил! ;) 2. про потери во времени. На все про все у меня ушло 3 дня. Т-Р-И дня. Это без подготовки в виде предварительной закупке всего. + еще 2 часа АлексанЛеонидыча, который привозил мне дрель и гофру в экстренном порядке. Это только с виду кажется, что все просто и легко. Все это, конечно, просто и легко, но ссука ДОЛГО! Поэтому - никогда не делайте этого сами.
На этом все. Спасибо за внимание. Пойду смотреть финал по хоккею.