Книги весны

May 31, 2013 23:26

Нашли новый дом. Это, пожалуй, единственное значимое за весну. И еще я подсчитал, что максимальное количество книг, которое я смогу прочитать - 2000, никак не больше. Надо очень придирчиво выбирать то, что читать.

Начну с главных трех главных авторов этой весны:

Василий Гроссман. "Жизнь и судьба". Скажу очень просто - это лучшая книга о второй мировой войне, которую я читал.

Анатолий Кузнецов "Бабий Яр. Роман-документ". Произведение названо роман-документ потому, что все рассказанное в книге - правда. История одного мальчика и целого народа, оказавшихся свидетелями осады Киева в 41-44 годах, зверств большевиков и фашистов, приспосабливающихся и привыкающих абсолютно ко всему. Вы даже не представляете какое счастье, что мы в любую минуту можем съесть бутерброд, нас не будут расстреливать за то, что мы носим валенки, мы можем выйти на улицу хоть в 11 вечера, хоть в 4 утра, нам не надо вздрагивать от гула автомобиля поздно ночью. Пока.
Но книга прекрасна не только своими мыслями. Она еще имеет три слоя: основной текст - то что было опубликовано в журнале "Юность" в 1966 году, курсивом помечено то, что вырезала советская цензура тогда же, в скобках - дополнения, сделанные уже в эмиграции. Можно проследить каких именно слов боялись цензоры, что странно - вырезаны не только те части, где рассказывется что именно НКВД взорвали Крещатик, но и какие бы то ни было попытки показать, что солдаты немецкой армии были людьми.
Помимо романа в книге издательства Corpus есть выступления Кузнецова на радио "Свобода". Там он размышляет об особенностях советской системы. Читал и понимал, что мы и сейчас живем в совке, возможно не столь проявленном, но все таки совке. Не понимаю, как дальше жить тут.

Томас Манн "Былое Иакова", "Юный Иосиф", "Иосиф в Египте". Три книги из тетралогии "Иосиф и его братья". К Манну я готовился больше полугода. Читаю и вижу, у кого учились так мною любимые Эко и Сарамаго. Взяв за основу один из известнейших библейских сюжетов - историю Иосифа Манн рассказывает нам о нас самих, о человечестве, о том, что было и что нас еще только ждет.

Михаил Горбачев "Наедине с собой". Откровенно не понимаю, почему так не любят Горабчева, считают, что он погубил союз. Ведь он, напротив, пытался реформировать систему. Вот только система не была к этому готова. Книга не столько автобиографична, сколько рефлексивна по отношению к пройденному пути.

Елена Жарикова "И на прозрачных крыльях сна летело детство". Это вторая книга написанная человеком, которого я хорошо знаю. Елена Владимировна пыталась учить нас русскому языку и литературе в 10 и 11 классах. Почти всех напрасно, но до сих пор мы приходим к ней в гости, о чем-то постоянно смеемся. Книга состоит из трех частей - воспоминания детства, истории поездок к морю и стихи. Воспоминания о детстве - это, пожалуй, мой самый любимый жанр. Написано легко, от души и с иронией. Истории про поездки к морю - это уже совсем другое, они интимны. Стихи же, откровенно говоря, я не смог прочитать.

Питер Акройд "Темза. Священная река". Очень интересный способ найти гения места Англии - осмыслить Темзу во всех возможных ракурсах - геология, история, мифы, песни, канализация Лондона, низовья реки. Все в одной книге. Через реку автор рассказывает о том, кто такие на самом деле англичане.

Джон Чивер "Ангел на мосту". Сборник рассказов и небольших романов известного американского автора середины ХХ века. За фасадами спокойной и относительно богатой жизни разворачиваются большие человеческие драмы.

Э. Уортон "Век невинности". Сатира на высшее общества Нью-Йорка XIX. Интересно, но не более.

Евгений Клюев "Теория литературы абсурда". Литературоведческое. Кроме "Между двух стульев" ничего другого Клюева я не читал. А в теории он показывает как правильно читать такие произведения. И еще рассказывает много интересного про Льюиса Кэрролла. Например что он был жуткий зануда и вел краткие конспекты всех написанных писем, чтоб не дай бог не повториться. Но книга, разумеется, не об этом, а о том, что всякий настоящий абсурд обязательно очень структурирован и логичен.

Евгений Шварц "Позвонки минувших дней". Прочитал с подачи Акунина. Оказывается я ничего не знал о Шварце. А он оказался таким сложным, таким противоречивым человеком. Прочитав биографию понял, что ничего не помню из его произведений, читал из в детстве, поэтому освежил: "Тень", "Обыкновенное чудо", "Золушка", "Голый король", "Дракон".

Павел Басинсикй "Святой против Льва". Книга про становление двух властителей дум конца XIX века - Льве Толстом и Иоанне Кронштадском и их взаимоотношении с людьми, властью и друг другом. Удивительно, что смиренный Иоанн крайне резко отзывался о Толстом, в то время как Толстой будто не замечал Кронштадского. Хотя, может, это автор симпатизирует Толстому. Книга очень интересна.

Михаил Рыклин "Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция". Культурологическое. Немного другого ожидал от книги с таким названием, думал, что речь пройдет о том, как большевики перековывали религиозные обряды под свое новое государство. Оказалось, что автор на 100 страницах доказывает одну мысль: коммунизм можно интерпретировать как религию. Книга будет полезна скорее для профессионалов.

Бенгт Янгфельдт "Язык есть Бог. Заметки об Иосифе Бродском". Удивительно, что стихи Бродского стали общим местом среди многих моих сверстников. Можно конечно морщиться от того, что все вокруг готовы цитировать его стихи, но я считаю, что если для нас творчество Бродского - менйстрим то наше поколение чего-то да стоит. Книга Янгфельдта - это воспоминания о Бродском, когда его "биография закончилась" и он мигрировал из СССР, стал гражданином мира, зимы проводил в Нью-Йорке, а на дачу ездил в Швецию. Читайте, если хотите лучше понимать Бродского.

книги

Previous post Next post
Up