ПЛАНОМЕРНОЕ РАЗРУШЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПО РЕЦЕПТАМ США И ЕС 4
13-июл-2015 05:51 pm
31
ДВИГАТЕЛИ «ЭВРИКАНСКОГО» ЭКСПЕРИМЕНТА Наряду с ВШЭ сеть экспериментальных центров изначально играла и продолжает играть ключевую роль в перестройке образования. Инновационные центры создавались Министерством образования на базе новаторских школ и семинаров. Сегодня они объединены в широкую сеть федеральных экспериментальных площадок и инновационных образовательных учреждений, возглавляемых Советом, председателем которых с 1999 г. является Александр Изотович Адамский. Именно он контролирует экспериментальную деятельность Министерства и распоряжается идущими из него бюджетными средствами. В качестве головного учреждения выступает созданный в 2006 г. и возглавляемый Адамским автономный негосударственный Институт проблем образовательной политики «Эврика» [31], с которым связаны Издательский дом под таким же названием и конкурс литературно-образовательных инициатив на статус Федеральной экспериментальной площадки Минобрнауки [32]. Адамский, которого называют "теневым идеологом" школьной политики, представляется как один из ведущих экспертов по образованию в РФ, который определяет перспективы и направления изменений системы образования в соответствии с определённым мировоззрением, которое можно определить как "педагогический троцкизм" или (по-современному) "оккультно-элитарное эвриканство" (см. книгу "Эвриканец Адамский"). Мировоззрение это воспроизводит «глобальное духовное видение», описанное Р. Мюллером, М. Фергюсон, закреплённое в документах ЮНЕСКО и предполагающее «смену парадигм», «освобождение от старых запретов» и «культурную мутацию», которая «шире, чем реформа, глубже, чем революция», а также «диапраксис» - бесконечный процесс переосмысления истины, отказ от признания очевидных авторитетов. Вот его основные положения, озвученные самим Адамским: «Каждый человек имеет право на такое образование, которое, в конце концов, обеспечить ему способность вырабатывать собственный моральный кодекс» [33]. «Мы знаем, к чему приводит обязательное изучение литературы. Ни к чему, кроме отвращения, это не приводит» [34]. Сегодняшние родители - это «поколение неудачников», «поколение нищих, потерявших всякое право делать замечания и наставлять на путь истинный других».
32
Традиционная система образования - это «муштра», «показуха» и «огромная куча мусора». Ей он противопоставляет «идеологию индивидуального образования, идеологию выбора». «У нас есть проект “Детское управление школой”. Раз в год собираются детские управляющие и обсуждают развитие детских конституций… Две идеи, которые сейчас наиболее активно обсуждаются: моделирование школы, похожей на школу Хогвартс из книги Гарри Поттера, плюс конкурс детских эвриканских проектов» [35]. «Российские подростки, зачитывающиеся сегодня переведённой трилогией про Гарри Поттера, кажется, нашли воплощение своего образа. Таким идеалом оказался мальчик, не только противостоящий злу, но и меняющий взрослый мир. Мальчик, умеющий выбрать правильную сторону в борьбе между добром и злом. Мы, взрослые, и особенно, к сожалению, учителя, не так преуспели в этом поиске, как наши дети» [36]. «Хотим мы этого, или не хотим, нравится нам это или не нравится, образование становится глобальным. Образование - я сейчас скажу крамольную вещь для некоторых, да? - перестаёт быть национальным или страновым». «Ещё раз. Хотим мы этого, не хотим, это вне желания кого-то, это происходит. А с другой стороны, оно (образование - авт.) индивидуализируется. И в этом смысле вот это сочетание глобального и нидивидуального… И в этом смысле может ли страна, может ли политика, может ли экономика, да?..» (имеется, видимо, в виду, что государство уже не может ничего изменить - авт.) [37]. «В школе заканчивается эпоха в образовании длиной в 500 лет. Модель, где специально обученные люди в специально предназначенных местах занимались тем, что закладывали в головы будущей рабочей силы макеты наук - вот это образование заканчивается… Появление интернета только завершило этот процесс, неформальные, не системные образовательные институты становились все эффективнее». Теперь «главные агенты развития» образования - «это, прежде всего, инновационные предприниматели и инновационные деятели в образовании. Но это пока не массовое движение». «Ключевое здесь - избыточность… Общеобязательных предметов, пронизывающих весь образовательный путь, должно быть не так много, может быть, всего два-три. Математика, например, родной язык, возможно - родная история. Всё остальное - на выбор. Не факультативно, это обязательный набор, который впрочем, формируется самим учащимися с помощью тьюторов и родителей... Сейчас ключевое - уметь ставить себе задачи и находить ресурсы под них, в том числе знаниевые».
33
На вопрос о том, «кто экспертирует экспертов?» Адамский отвечает: «В идеале это заказ к родителям и предпринимательскому сообществу, но они еще не включились в этот вопрос. Тогда надо набраться дерзости и экспертному сообществу самому взять эту миссию! Экспертировать себя по гамбургскому счёту» [38]. «Становится уже почти очевидным факт, что современное образование - это постоянно идущая реформа. Иначе система образования просто потеряет свою функцию - просвещать и дать человеку возможность ориентироваться в этом мире». «Привычка к переменам, способность ориентироваться в быстро меняющемся мире - это и есть образование сегодня». «Результативность школы… в том, чтобы научить действовать в ситуации неопределенности в новых ситуациях. Это и есть инновационное образование - формирование способностей строить свои действия в новой, неизвестной ситуации. Эти способности в специальной литературе принято называть компетентностями - информационными, социальными, экономическими, коммуникационными» (то есть, компетентная подстройка под хозяина - авт). Исходя из этих положений, «Эврика» осуществляет следующую программу: разрушение единой общенациональной и общедоступной школы, утверждение многообразия; изменение социо-культурных основ российской школы, основ обучения и воспитания, замена «отработавшей» коммунистической идеологии на всё что угодно, кроме традиционных духовно-нравственных ценностей (и в первую очередь противодействие введению изучения православного богословия); понижение общего уровня обучения, фундаментальности, научных основ образования, внедрение оккультных методик и практик. В итоге из школы должен выходить человек с определяемой рыночной конъюнктурной суммой знаний, строящий в ней свой проект и не связанный моральными принципами со средой. Именно структура Адамского продвигала и активно продвигает сегодня инновационные образовательные системы, формирует сети, выведенные из-под контроля региональных властей и работающие в регионах как опорные базы эксперимента и разрушающие общенациональную школу. Среди них - системы школы М. Монтессори, Роджерс-психология, «оргдеятельные игры» (ОД), откровенно оккультная ньюэйджевская вальдорфская педагогика Р. Штайнера [39] (причём внедрялись они при поддержке Министерства образования, которое подписывало до
34
говоры с зарубежными вузами, подготавливающими педагогов по этим методикам). Широкое распространение приобрели школы, работающие по особым программам на основе собственных педагого-психологических концепций, нацеливающие учащегося исключительно на личный успех (системы Д.Б. ЭльконинаВ.В.Давыдова и др.) [40]. Особенно активно внедряется образовательная система «Школа 2100» [41], официально признанная РАО как «личностно ориентированная, развивающая образовательная система нового поколения». Ещё более эффективно, нежели «Эврика», работает другой инновационный центр - Федеральный институт развития образования - ФИРО (государственное автономное учреждение при Минобрнауки), созданный в 2005 г. в результате слияния 5 центральных научно-исследовательских институтов и занимающийся стратегическими направлениями инновационной образовательной политики. Во главе него стоит соратник и друг Адамского, академик РАО, доктор психологических наук, бывший замминистра образования при Тихонове (1992-1998), член общественного совета Российского еврейского конгресса Асмолов А.Г., один из идеологов нашумевшего форсайтпроекта «Детство 2030». Это борец за тотальное разрушение основ традиционной школы, сторонник «выращивания культуры толерантности» и искусства жизни с «иными» людьми, введения «культуры защиты прав детей» и «социально-правовой адвокатуры детства» [42]. Подлинную славу ему принесли внедрённые им в России соросовские учебники. О взглядах Асмолова дают представления его многочисленные выступления, в частности, доклад «Психология в психозойскую эру: от анализа эволюции психики - к анализу психики как “движителя” эволюции», в котором психология определена им как «наука о генерировании разнообразия и изменчивости» [43]. Ключом к творчеству этого «специалиста» по психологии детства может служить его беседа «Психология экзистенциального оргазма» [44] (прошу прощения у читателя, что приходится ссылаться на эту непристойность, но мы должны знать, на распространение каких идей идут деньги наших налогоплательщиков - авт.)
35
ФИРО координирует 162 экспериментальные площадки, к которым относятся образовательные центры различных уровней (от учреждений дошкольного образования до вузов) и работающие по разным направлениям [45]. Показательно, что среди партнёров ФИРО - проект Толерантность, научным руководителем которого является сам Асмолов, а среди главных авторитетов - Конфуций, Махатма Ганди, Мартин Бубер, Альберт Эйнштейнн, Тейяр де Шарден, Соломон Михоэлс, А.Д. Сахаров и др. [46]. Показательно, что ведущие представители инновационной педагогики входят в РОСРО, где они заседают бок о бок с ведущими представителями коммерческой педагогики. Среди участников Совета РОСРО А. Адамский, А. Асмолов, И. Фрумин, Е. Ямбург (директор инновационного Центра образования № 109 г. Москва), Л. Алексеева (председатель Московской Хельсинской группы), А. Архангельский (журналист, профессор НИУ ВШЭ), В. Болотов (научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ), А. Венедиктов (главный редактор радиостанции «Эхо Москвы), В. Волков (ректор Московской школы управления «Сколково»), О. Дергунова (член правления Внешторгбанка), И. Калина (руководитель Департамента образования г. Москвы), А. Каспржак (директор Департамента образовательных программ НИУ ВШЭ), Т. Клячко (профессор НИУ ВШЭ), Е. Князев (директор Центра университетского менеджмента НИУ ВШЭ), А. Кондаков (директор издательства «Просвещение»), Д. Ливанов (нынешний министр образования и науки РФ), Р. Лачашвили (научный руководитель Программы «Школа нового поколения» Фонда «Вольное дело» О. Дерипаски), К. Сумнительный (директор НОЕ «Центр Монтессори»), В. Филиппов (министр образования в 1998-2004 гг., ректор РУДН), А. Фурсенко (министр образования и науки в 2004-2012 гг., помощник президента), И. Абанкина (директор Института развития образования НИУ ВШЭ),Т. Абанкина (директор Центра прикладных исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ) и др. [47].
36
__________________ [1] Как это происходило, рассказывают сами инноваторы:
http://www.svoboda.org/media/video/26515377.html[2]
http://www.hse.ru/news/life/142650826.html[3]
http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_12.html#V10[4] В августе 1991 г. днепровское министерство стало одним из центров сопротивления ГКЧП, а после ухода с поста министра Днепров стал советником президента Ельцина по вопросам образования, а затем стал профессором ВШЭ [5] Днепров Э.Д., Международное сотрудничество как фактор реформирования российского образования, 2006 //
http://old.gnpbu.ru/downloads/dneprov/dneprov_international%...[6] Там же. [7] Там же. [8] Министр образования в неолиберальном правительстве Р.Любберса [9] Днепров, указ. соч. [10] Днепров, указ. соч. [11] Коммерсант, № 107, 11.06.1994 //
http://www.kommersant.ru/doc/80959[12] Вышка - это приговор //
http://rusrand.ru/news/vyshka-eto-prigovor[13] Высшая мера обучения //
http://www.gazeta.ru/science/2014/04/23_a_6003933.shtml[14] Днепров, указ. соч. [15] См. Ильинский И.М., Западу не нужен образованный русский народ //
http://kprf.ru/rus_soc/90357.html[16] Там же. [17] Там же. [18] Соколова В. Серые кардиналы образования // Совершенно секретно, № 4/263, 2 апреля 2011//
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/2758[19] Там же. [20] Адамский А., Заседает штаб модернизации //
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200107801[21]
http://ecsocman.hse.ru/univman/msg/144835.html[22]
http://rosro.ru/aim[23] См.
http://avkrasn.ru/article-1066.html[24] Там же. [25] Эвриканец Адамский. Екатеринбург, 2007. С.23. [26] Э.Д. Днепров. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования
http://avkrasn.ru/article-1066.html[27]
http://avkrasn.ru/article-1066.html[28]
http://www.ruscadet.ru/znanie/min-obr/iniciator.htm[29] Соколова В., указ. соч. [30] Там же.
37
[31]
http://www.eurekanet.ru/[32]
http://www.svoboda.org/media/video/26515377.html[33] Эвриканец Адамский, Екатеринбург, 2007. [34]
http://www.rv.ru/content.php3?id=7641[35] Адамский А.И. Жизнь в сети//Управление школой. - 19.03.2002. - № 11. [36] Адамский А.И. Гражданская образовательная власть. Не пора ли ее узаконить? // 1 сентября. - 26.01.2002. - № 6. [37] Наказ государства - воспитание гражданской идентичности //
http://m.echo.msk.ru/interview/detail.php?ID=1463256[38]
http://newslab.ru/article/358187[39] Вальдорфская педагогика - вид профанического учения нью-эйджа//
http://dumaidumai.livejournal.com/226536.html[40]
http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_12.html#V10[41]
http://school2100.com/school2100/about/pedagogika.php[42]
http://www.novayagazeta.ru/society/60125.html[43] [44] XshkcyyNa9KrrzXyZUF0Qef5Idq5cW [45]
http://www.firo.ru/?page_id=554[46]
http://www.tolerance.ru/liki-toler.php[47]
http://rosro.ru/sostav 38
ЧАСТЬ III
ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМА СЕТЕВОЙ ВОЙНЫ
С наступлением «эры Фурсенко» (2004-2012) завершился перевод российского образования под внешнее управление. Решающим стало внесение поправок в закон об образовании, устранивших препятствия для полномасштабного внедрения «инновационных» идей глобализаторов. Следующим стал Ливанов, не только предложивший вдвое сократить число студентов, но и подготовивший все условия для массового вывоза молодых специалистов «на глобальный рынок»
ФГОС - ИНСТРУМЕНТ «ПЕРМАНЕНТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ОБРАЗОВАНИИ
С наступлением «эры Фурсенко» (2004-2012) завершается перевод российского образования под внешнее управление. Решающим событием тут становится внесение в 2007 г. поправок в закон об образовании, устранивших препятствия для полномасштабного внедрения «инновационных» идей. Во-первых, в соответствии с ними был введён ФГОС (федеральный государственный общеобразовательный стандарт), утвердивший вместо чётко определённой суммы знаний и понятий мало понятные компетенции. Во-вторых, законодательная власть больше не участвовала в закреплении основных положений стандартов общего среднего образования, то есть исключалась необходимость закрепления стандарта федеральным законом. В-третьих, ликвидировалась трёхкомпонентная структура школьного учебного плана, отражавшая региональные и местные национально-культурные особенности, то есть всё содержание образования теперь стало спускаться сверху, из федерального министерства.
39
Это означало следующее. Общество оказалось лишено права контролировать через представительные органы власти содержание общего образования, обязательного для всех детей. Решение вопроса об этом было передано Министерству образования и науки, установки которому, в свою очередь, идут от НИУ ВШЭ, РОСРО, ФИРО и «Эврики» (фактически американского центра - прим. ред.), то есть из центров «параллельного управления», которые сами управляются из-за рубежа. Именно они и определяют теперь процесс обучения и духовно-нравственного воспитания, исключая из него те курсы, которые не вписываются в навязываемую ими систему «мировоззренческого релятивизма». И в первую очередь это коснулось курса «Основы православной культуры», история борьбы за которого требует специального анализа. Как писали наши аналитики, теперь «у нас не остаётся никакой, хотя бы относительной независимости отечественной школы от геополитических конкурентов и прямых ненавистников нашего Отечества. Федеральное министерство образования становится фактически проводником, механизмом уничтожения возрождающейся русской школы, российского просвещения. Система складывается вполне очевидная. Концептуальные решения относительно российской школы, системы образования в целом принимаются за рубежом. В России их переводят на русский язык, облекают в околонаучную оболочку… Министерство образования и науки, другие государственные и муниципальные органы управления образованием используются просто как механизмы для трансляции и внедрения всех этих решений. А российское общество, все мы, наши дети, должны будем только “компетентно” под всё это подстраиваться, не имея никаких возможностей спорить или отказаться» [1]. Система параллельного внешнего управления российским образованием стала совершенно независимой не только от общества, но и от законодательной власти, а также от исполнительной власти и управления, которые используются просто как технические каналы реализации принятых извне решений. Сразу после изменений в законе началось проталкивание новых стандартов общего образования т.н. "второго поколения", которые и были приняты в 20092012 гг. (в 2009 г. - для начального общего, в 2010 г. - для основного общего и в 2012 г. - для среднего (полного) общего образования). В 2009 г. начали принимать и новые стандарты высшего профобразования третьего поколения, согласно которым ВУЗы должны вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.
40
Разработали эти стандарты Институт развития образования НИУ ВШЭ (во главе с директором И. Абанкиной, «убийцей школ», автором работ, в которых утверждается необходимость слияния «затратных» сельских школ, библиотек в «интегрированные социальные учреждения» в крупных населённых пунктах, и к тому времени научным руководителем Исаком Фруминым) [2], Институт стратегических исследований в области образования [3] (ИСИО, директор - Пустыльник Михаил Лазаревич, научный руководитель - известный нам А. Кондаков), ну и конечно «серый кардинал» А. Асмолов (член президиума Российского еврейского конгресса, который, кроме всего прочего возглавляет лабораторию Центра психологии и педагогики толерантности ИСИО) и «главный инноватор» А. Адамский. Новый ФГОС 2009 г. полностью отражал «системно-деятельный подход» инноваторов, предполагающий «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся» [4]. Поскольку разрабатывали Стандарт профессиональные психологи, здесь был применён известный приём, при котором понятия формулируются так неопределённо и обтекаемо, что это даёт возможность толковать их в нужном каждому смысле, что открывает двери для любого экспериментирования. Профессор Меньшиков В.И. сравнил такие тексты с методикой пятен Роршаха: "в пятнах этих нет содержания, поэтому каждый в них видит что-то своё" [5]. Новый ФГОС стал образцом для последующих документов, открыв возможность для «модернизационного прорыва», бесконечных инноваций, изменений и экспериментирования, постоянных перестроек учебного процесса в соответствии с идеей «управляемого хаоса». Всё нацелено на то, чтобы перестроить сознание в таком духе, чтобы оно постоянно приспосабливалось к новым условиям, вырабатывая главное качество, указанное Адамским - «привычку к переменам, способность ориентироваться в быстроменяющемся мире».
41
Для обеспечения перехода к такому приспособительному, конъюнктурно ориентированному мышлению задействуется мощная армия практических психологов, воспитанных на основе продвинутых западных методик, обучающих манипулированию сознанием и контролю за детской психикой. Возрастание их роли подкрепляется положениями ФГОС, предусматривающими: «формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) и обучающихся; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса…; диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)» [6]. Недаром работал ФИРО, недаром работал А. Асмолов, которой в одной из своих передач, оценивая свою работу в качестве замминистра образования, удовлетворённо заявил: «Во всей России появились практические психологи. И у меня было такое чувство гордости, что это удалось сделать… за 8 лет, это моё счастье, это моя гордость, и это дело, которое никому не отдам. И это меня греет» [7].
ЯДОВИТЫЕ ПЛОДЫ «ЭПОХИ ФУРСЕНКО»
«Достижения» Министерства образования и науки в период пребывания во главе его А.А. Фурсенко (2004-2012) хорошо известны. Это резкое сокращение обязательной программы (что позволял ФГОС) и перевод части предметов на платную основу, что произошло в результате принятия закона № 83-ФЗ 2010 [8], согласно которому большая часть бюджетных учреждений была переведена на систему гос. заказов и перестала получать обязательное государственное финансирование.
42
Госбюджетные и муниципальные организации (медицина, образование, наука) превратились в некие коммерческие структуры, перейдя на самофинансирование. Поощрение при этом многообразия учебников и походов (в рамках обязательных предметов) внесло полную путаницу в процесс обучения, дезориентировав учителей, учащихся и родителей. Это внедрение ЕГЭ, который по мере того, как уходили прежние директора школ и ректоры ВУЗов, получил возможность быть утверждённым в качестве обязательного, что и произошло в 2009 г. Выхолостив смысловую часть российского образования, он превратил его в профанацию, натаскивание на безграмотные тесты. Это перестройка вузов в соответствии с требованиями коммерциализации и конкурентоспособности, обусловленная присоединением России к Болонской системе в 2003 г. Показательно, что координировать реализацию основных задач в соответствии с Болонской декларацией было поручено НФПК (который, вспомним, создавался как «операционно-бухгалтерская дирекция» по управлению средствами от МБРР) [9]. Именно на основе базовых принципов Болонского процесса и создавалось новое поколение образовательных стандартов с их ориентацией на компетенции и с обязательным подключением к их разработке профессиональных объединений работодателей. В соответствии с этим началась трансформация вузовских структур, переделка образовательных программ, нормативной базы и самой практики преподавания с точки зрения их гибкости и совместимости с потребностями европейского рынка труда [10]. Болонский процесс имеет свою разветвлённую систему управления. Высшим органом, принимающим решения, выступает совещание министров образования стран-участниц, которое собирается раз в 2 года, а между совещаниями руководящим органом является Болонская рабочая группа (Bologna Follow-Up Group), в которую входят по 2-3 представителя каждой страны. Председательствует в ней представитель той страны, которая в данный период председательствует и в ЕС. В марте 2010 г. на конференции БудапештВена (10-летний юбилей Болонского процесса) было объявлено, что цель, поставленная Болонской декларацией, - создание Еевропейского пространства высшего образования (ЕПВО) - выполнена, и теперь поставлена новая задача: «продвижение ЕПВО в глобальном пространстве» (GlobalPromotion Project) [11].