Первые религии, где появляются Боги (теоистические религии) возникли примерно 3000 лет до нашей эры.
И это на самом деле удивительно, и не совсем понятно, что на это повлияло.
В научной среде есть две теории, объясняющее это.
Первая - Боги появились в результате эволюции анимизма, и по сути Боги - это духи, которые "сожрали" других своих конкурентов, и набравшие таким образом огромную силу.
Вторая - идея Богов, правителей каких либо областей человеческой деятельности, появилась после появления царей человеческих, и образовании первых государств. И произошло просто переложение социальной действительности на религиозные представления.
Однако чистой второй теории противоречит та же Япония, в которой несмотря на её императорское устройство - богов как таковых так и не появилось.
Япония живёт до сих пор в Анимизме.
Тот же Китай при сильнейшей центральной власти - богов не знал до пришествия туда буддизма.
Монголы периода ЧенгизХана - жили так же без богов. Что не помешало им централизовано захватить половину Мира.
Так что само по себе наличие государства не гарантирует наличие богов в религии.
Но необходимо отметить, что они появляются в первых городах на Ближнем Востоке.
Так что социальный фактор важен, но он не основной.
Скорее всего было взаимодействие обоих теорий, с эволюцией анимизма на фоне новых социокультурных преобразований.
Так в чем отличие Богов от тех же могучих духов?
1. Боги создали Мир, и иногда и людей. Духи же никого и ничего не создавали, они просто были и есть.
2. Боги упорядочивают мироздание.
Это влечет за собой несколько последствий.
Многие вещи начинают ритуализироваться. И ритуалы эти нарушать нельзя.
Почему?
Потому что.
Бог так сказал.
Нарушение ритуалов и правил влечет за собой, что нарушивший - становится нечистым.
Впоследствии это превратилось в концепцию греха.
В шаманских культурах тоже есть ритуалы. Но их соблюдение не обязательно. Ты можешь соблюдать их, или нет. Это твой выбор, и никто не вправе тебе указывать.
В теоистических религиях - твоё мнение никого не интересует. Ты обязан.
Для примера - это соблюдение шаббата у иудеев, или Великого Поста у православных.
Это приводит к этическим началам таких религий.
Знаменитое не убий, не укради, не возжелай и т.д.
3. Чистое соблюдение ритуала позволяет доносить свои мысли до бога самостоятельно, без помощи шамана, даже если ты не обладаешь шаманским даром, не можешь переходить на ту сторону, не слышишь духов и не можешь с ними разговаривать.
Поэтому появляется прослойка людей, которые начинают заниматься только этим - жрецы (священники).
Им не важно, что они не умеют общаться с высшей сущностью напрямую. Главное соблюдать ритуал.
Они даже могут не верить в богов. Главное ритуал.
А значит можно научить этим ритуалам любых других людей.
Шаман же любого человека научить не может. Ему нужен человек с "шаманской отметиной".
Люди с такими отметинами появляться всё равно. И они могут попадать в жречество. И действительно общаться с Высшими силами.
Такими были большинство святых в христианстве. Если почитать их истории - они регулярно напрямую взаимодействуют то с чертями, то с ангелами.
Были и переходные варианты, когда жрецы существовали одновременно с шаманами.
Например древнегреческий Дельфийский оракул.
Пифия - это по сути шаманка, которая бродит по Той стороне и общается с местными обитателями.
А вот уже её слова отрабатывают жрецы.
4. И как следствие появляются храмы.
Строения, которые напрямую связаны с могучей сущностью. Главное, чтобы были соблюдены ритуалы при строительстве и освящении храма.
А значит их можно строить везде.
При шаманизме же такого не было. Нет, здание-фетиш могучего духа были. Но это единичные случаи, а значит редкость.
А тут такие здания - в изобилии.
В итоге всё это привело к строительству того мира, который мы наблюдаем с Вами за окнами наших домов.
Как это происходило - долгая история.
Что-то из этого я ещё расскажу.
#Внезапная_историческая_минутка