Всякое ноахитское....

Oct 21, 2012 15:12

ЗАПРЕТ ПРОКЛИНАНИЯ ТВОРЦА по рабби Йоханану и рабби Ицхаку, дан намеком в Имени фигурирующем в цитате из Хумаша (Брешит 2:16), и как написано (Ваикра 24:16): «…и проклял Имя». А по мнению рабби Иеуды бен Бтейра, это видно из фигурирующего там же в Брейшит Имени «Эло-им», и как написано (Шмот 22:27): «Элоим» - не проклинай!». Есть и мнение, по которому у неевреев нет такого запрета: это мнение «тана д-вей Менаше» (тр. Санхедрин, 56). ПО ЗАКОНУ, ДАЖЕ ПРОКЛЯВШИЙ ВСЕВЫШНЕГО НЕ ПО ИМЕНИ, А ПО «ПСЕВДОНИМУ» (напр., «милосердный» и пр.), КАЗНИМ (и это даже по мнению мудрецов, считающих, что еврей, поступивший так, не нарушил запрет Торы) - Рамбам, «Млахим», 9:3 (см. там в КМ и ЛМ), как рабби Мьяша, который учит это из запрета проклинать Творца, где написано (Ваикра, там же): «…так и пришелец, и живущий среди вас», что только такие нарушают запрет лишь произнеся само Имя, а просто нееврей - нарушает и за «псевдоним» (тр. Санхедрин, там же и РаШИ)(и см. там в РаШИ и Тосафот, которые поспорили), и не как рабби Ицхак «нафха», по мнению которого, мудрецы считают, что и неевреи не нарушают запрет, прокляв «псевдоним», так как в запрете написано: «Тот, кто проклинет Бога своего…» (а ведь можно было написать просто причастие), значит, тут имеются в виду два типа людей: евреи и неевреи (тр. Санхедрит, там же). (Отсюда мне видится док.-во тому, что писал «Сэфер хинух», что любой запрет для неевреев подразумевает крайнее отдаление от всех его производных: иначе зачем Тора специально исключила - по мнению рабби Ицхака - неевреев из запрета проклинать «псевдоним»? Значит, по умолчанию, это также было бы запрещено, как и проклинание Имени. Возможно, это одна из причин, почему Рамбам не установил закон, как рабби Ицхак: именно из-за такого вот следствия из его - рабби Ицхака - мнения, с которым - следствием - он - Рамбам - не был согласен).
Previous post Next post
Up