Sep 01, 2013 16:17
Как известно, в праздники Тора разрешает нам делать всё то, что объективно потребно любому (большинству; зримому меньшинству, по некоторым мнениям) человеку в мире КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Сегодня мытьё каждый день присуще многим миллионам и даже миллиардам, так что, казалось бы, дело в шляпе. Но, кроме Торы, у нас есть и постановления мудрецов. И это здорово, хоть и сильно усложняет жизнь, конечно. :)
В данном случае, еще до того, как мы дойдем до постановления, надо заметить, что, как и во многих подобных случаях, алаха не так уж оперативно подстраивается под изменение стандартов жизни. Само собой, мудрецы средневековья еще видели перед собой не очень-то чистых людей, в целом, благодаря чему талмудический стандарт ежедневного мытья ("лицо-руки-ноги") не претерпел изменений. Да и потОм... Короче, не так давно мы стали мыться чаще, поэтому только самые чуткие раввины как-то подстроились под это дело (см. ниже), остальные же (типа рав Вэбера и др.), даже из ныне живущих, не сделали скидку на изменившиеся гигиенические привычки паствы. Сия привычка была объявлена "излишеством" и "гедонизмом", а не потребностью. *обиженно хрюкает*
Но, на деле, это, как увидим, не главная проблема. Вышеизложенное больше акцентируется на понимании запрета авторами "Тосафот". Главная проблема - это... баня (начинаю излагать мнение РиФа и Рамбама). Раньше по субботам народ оттягивался (онегшаббатился) в банях! Парилочка, сауна, венички, пивко, холодный бассейн. Короче, кто отведал хоть раз, понимает наших предков, что они выбрали правильный вариант отдыха в шаббес. Да и журналов тогда еще не было, опять же. Но, сами понимаете, там, где есть рядышком вода и огонь, всегда может случится нарушение субботних запретов. И они случались. И мудрецы стали потихоньку "закручивать гайки". Сначала оставили только сауну, без парилки, а затем и ее запретили. А также запретили разогревать воду для мытья ВСЕГО ТЕЛА. То есть (внимание!), по этой версии, как раз наши мудрецы с востока и юга (думаю, это косвенно могло повлиять) воспринимали мытье всего тела, как НОРМУ, и поэтому восприняли ограничение Талмуда, как постановление мудрецов, а не как параметры - из Торы! - разрешенного в праздник мытья.
Таким образом, выходит, что, по нашим основным авторитетам, на видении которых строился «Шульхан арух», нет у Торы никаких претензий к мытью всего тела хоть каждый день, но у наших мудрецов есть опасения, что, не запрети они тотальное мытье в йом-тов, и в шаббат народ начнет мыться, как встарь. И снова нарушать. Поэтому запретили мыться «по-банному» в праздники. «По-банному», как следует из Талмуда, - это целиком. А ашкеназские раввины (Тосафот, Рашба) считают, что с точки зрения критериев, какой еврей - достаточно чистоплотен, достаточно мыться реже, чем каждый день (а что Рош а-шана и другие праздники в Диаспоре - удвоились, так то техническая проблема. Так уж вышло). И РаМО, само собой, принял сторону ашкеназских авторитетов, как всегда. Ну, в Европе ведь и прохладнее. В свете этого расклада можно и не удивляться рассуждениям рава Нойвирта, светлой памяти, в его «Шмират шаббат кэ-илхата», что, мол, надо бы сегодня сделать скидку на привычки людей мыться каждый день. И так, я видел, приводят от имени рав Ш.З. Ойербаха («Шульхан Шломо», йом-тов, 1 ч., стр. 198). И это, конечно, понятно, если мы говорим об ашкеназской традиции. Пойдем дальше.
В свете этих двух подходов нужно понять и тот факт, что мудрецы Талмуда не прикрутили гайки в йом-тов так же жёстко, как в шаббес. Это послабление выражается в том, что, если вода была согрета до праздника, с нею больше чего можно сделать в плане умывания, нежели с той, которая была согрета прямо в праздник. Если согрета в праздник, запрещено мыть ею не только всё тело, но даже большую его часть. Если до праздника, - по «Шульхан арух»у (у него вся проблема изначально дерабанан, помните?) можно мыться ею целиком, а РаМО (идущий, конечно, за ашкеназскими авторитетами) разрешает помыть себя всего только поэтапно: голову помыл, моешь правую руку; затем левую, затем… э… дальше; а потом и ноги, правую и левую. А если водичка не горячая, а теплая, как, скажем, слюна, то можно и обычно помыться. Не консенсус, конечно, но я сегодня добрый. Да и, по-любому, рав Шломо-Залман Ойербах добрее оказался ведь: по его мнению, как было сказано выше, можно мыться даже в согретой в праздник воде. Во всяком случае, если таковы привычки спрашивающего на протяжении всего года (статья выходит за несколько дней до Рош а-шана, так что уже нет 30-ти дней приобрести эту привычку всем остальным, мои соболезнования! …Я с вами, грязнульки!) Хотя, конечно, обратясь к раввину, вы не услышите столь смелого разрешения. Ну, на крайняк, если только очень поплачете и попросите. И уж точно не получите вы такого разрешения, если у вас согревание воды сопряжено с млахой, типа всяких там мгновенных согревателей воды и т.п. А вот если у вас солнечный бойлер, как в Израиле, или, еще лучше, центральное отопление, как в Диаспоре, будет вам щастье. Если очень попросите, конечно, как я уже сказал.
А холодной водой, думаете, точно можно? А вот и нет: «При мегадим» пишет, что есть обычай и в этом себя ограничивать. Но это уже легче, и, как пишет «Игройс Мойше», можно легко разрешить, если человек страдает (и не требуется особо сильных страданий, кстати). Особенно как в этот раз у нас, когда аж три дня подряд. …Впрочем, кому я это пишу?? уже все давно уцепились за слова р.Ш.З. Ойербаха выше, знаю я вас.
…А в баню точно нельзя ходить в праздник, тут мы, раввины, будем стоять до последнего.