Про сказки

Nov 06, 2016 09:53

Прочел тут у френда на ФБ следующее:

Просматривал на досуге книги Ганса Христиана Андерсена на предмет чтения сказок для сына....
Что скажу други.
Страшное депрессивное унылое гавно. Ребенку читать это нельзя. И не буду.

Это он еще в неадаптированные сказки Братьев Гримм не заглядывал и в русские этнографические сборники. Все народные, архаические сказки воспринимаются современным человеком или как непонятны (Колобок, Курочка Ряба) или как мрачные ужастики, где кругом кофь, кешки и ужос-ужос.
Не понимают люди, что создавались эти сказки в принципиально иную эпоху; людьми, жившими в принципиально ином окружении и главное, с принципиально иными целями. Эти сказки передавались из поколения в кпоколение не для того чтоб укачать дитятку ко сну, а дла наставления, научения и передачи очень важной информации.
Сейчас наши дети могут заглянуть через папкино плечо на новости НТВ и увидеть там столько кровищи, сколько наши предки не могли увидеть за всю жизнь. И мы такие думаем: "Зачем ребенка еще и сказками пугать? Дай ка я почитаю ему чего-нибудь доброго и светлого". И читаем какие-нибудь адаптированные переводы-пересказы народных сказок, иногда полностью утратившие смысл из-за этой самой адаптации.
Большинство архаических сказок опираются на очень важные архитипические сюжеты, несут в себе зашиврованный глубокий смысл, готовят ребенка (да и взрослого тоже) к жизни. Чему может научить телесюжет про очередные зверские убийства в телике? Да ничему, только напугать. А чему может научить та же Махабхарата, в которой кровищи по колено? Да очень многому!!! Разница существенна - все ужасы в сказсках вплетены в сюжет не просто так, они дают не просто страшные картинки, а рассказывают о естественном ходе вещей, о ситуациях в которые лучше не попадать, а если попал, то как из них выбираться.
Мы в большинстве свем утратили навык чтения и понимания мифов и сказок. Мы перестали дешифровывать их даже на подсознательном уровне. Мы позволяенм себе переписывать концовки сказок, прошедших к нам через века.
Ну вот например сказка Колобок. Этот сюжет прослеживается во многих культурах и почти везде ключевые моменты этой сказки неизменны. Но вот берет книжку с этой сказкой современный родитель, читает, нифига не понимает, кроме того, что концовка у этой сказки какая-то грустная - съели же колобка. Дитятко может расстроиться. И придумывает другую концовку: лиса с Колобком весело пляшут по полянке, а к ним подтягивается вся лесная компания - благодать и хеппиэнд (вы не смейтесь - я дердал в руках книжку с "русскими" сказками под редакцией очередного адаптатора где был именно такой конец) . Только на этом сказка и умерла. Утратила свой смысл, значение. Она веками передавалась из уст в уста именно в таком виде, но мы чет решили что фигня - дитятко ужасов из телика наспотриться. Выкинь телек!!! И не трожь сюжет Колобка.
Эта древнейшая сказка иллюстрирует нам и ребенку ни много ни мало, а календарь. Дед и бабка - не мужик с бабой, не парень и девушка, а именно старики..Прапредки, далекие во времени от нас. Бабка по сусекам скребет, собирает по крохам со ВСЕГО СВОЕГО дома ингридиенты и печет Коло.. Колобка - румяный хлебный шар - Солнце. И выставляет его на окно (точку перехода) остудиться. Откуда Колобок начинает свое путешествие. Дальше заяц, волк, медведь, лиса. Сопоставьте характеристики этих животных с временами года - зима, весна, лето, осень и многое встанет на свои места. Лиса съедает колобка - цикл пройден. В ночь на Коляду бабка спечет нового колобка и он отправиться в путешествие по миру, которое ДОЛЖНО закончиться в пасти лисы, чтоб в следующий раз начаться снова.
А сколько я уже повидал вариаций на тему "Курочки Рябы"!!! Ну не могут наши переводчики и адаптаторы понять про что эта сказка, зачем она, почему в ней все так нелогично. И давай корежить ее на свой лад.
Курочка несет золотое яичко и бабка с дедом начинают его бить - вот дураки-то!!!! Им богатства и счастья привалило, а они недовольны. И когда яйцо все-таки разбивается мышкой чем эта дура-курица успокаивает деда с бабкой? Тем что снесет яичко не золотое, а простое. Нафиг им простое, если они только что видели что курица может золото метать!!? В чем успокоение?
Яйцо для наших предков было сиволом чудо рождения живого из неживого, прямым подтверждением божественного в природе. Из очень похожего на камень яйца родиться жизнь. Разве это не чудо. И тут курица вместо чуда, рождает слиток золота. А где у нас золото в атрибуции персонажей сказок? Правильно - поближе к смерти. Кощей над златом чахнет, гробы золоченые и прочие ужасы. Да, есть еще связь золота и солнца, но и оно Икара не пощадило - надо и солнышком и золотом издалека любоваться, И вот теперь глянем что произошло - курица вместо естественного, каждодневного чуда рождает золото - смерть. То есть порядок вещей настолько нарушен, что бабка с дедом в ужасе и иступлении пытаются это уничтожить - бьют яйцо нещадно. Потому что если такое в мире случилось, то не за горами день, когда через эту трещину Мироздание будет разрушено вовсе. И вот золотое яйцо разрушено мышкой, а курочка обещает деду с бабкой восстановить мировой порядок и начать нести привычные, понятные яйца, которые вновь и вновь будут демонстрировать чудо рождения - жизнь из камня.
И так почти все сказки, за исключением новоделов типа Теремка и Репки. И то же самое касается сказок народов Европы и Азии - все они несут глубинный смысл, который мы не всегда понимаем своим разумом, но миф и эпос не расчитаны на это понимание - они через архетипы ложаться нам прямо в душу, создавая нужные знания о мире, прописывая имеперативы оведения. Братья Гримм, Афанасьев и другие собирали эти сказки для нас, бережно записывали их, анализировали, искали наиболее древние версии, проподили параллели с другими эпосами и мифами. Такие писатели как Андерсен брали те же самые народные сюжеты и на основе их писали сказки. И именно потому что они "попали" в те же архитипические ниши эти сказки дошли до нас. Думаете мало было у Андерсена современников-коллег? Дмаю что очень немало. Но в литературе остался только он, потому чт пересказывал миф не меняя его, а лишь украшая и дополняя. Сказки из глубины веков дошли до нас не не для того чтоб издательство "Детская литература" нанаяла какого-нибудь литературного раба, который перепишет эти сказки так, чтоб дитятко не боялось. А дитятко должно иногда боятся. Должно иногда ссаться от ужаса, переживая сюжет сказки в своей детской головке. Должно получать эмоциональный опыт переживания этих ситуаций, учиться действовать в подобных ситуациях. Сказка это ведь как игра - все события виртуальны, а эмоции, переживания и опыт - реальны.
И не важно что мы подчас не понимаем этих сказок. Доверяйте своим Предкам, которые пронесли эти сюжеты через века, а некоторые и через тысячелетия. Не просто так, не зря. Читайте сказки детям, переживайте вместе с ними, учитесь сами вместе с ними, если в детстве были лишены этого.
Отчасти жалобы на то что мужики нынче не те и бабы в общем-то не эти связаны с тем, что читаем мы девочкам и мальчикам не те сказки и не так. Ведь и те и другие нынче "не те" именно из-за воспитания. А сказки очень важная его, воспитания, часть.

размышлизмы

Previous post Next post
Up