Железнодорожный музей в Петербурге. Краткий обзор. Часть 2

Nov 06, 2017 00:05







Часть 1 - здесь. Мысли в предварение второй части по итогам уже поступивших комментов.

Люди расстраиваются, что собирались посетить музей 6 ноября, а оказывается, 6-7 музей не работает. Формально просто соблюден график работы (со среды по воскресенье, соответственно понедельник-вторник - выходные). Но этот понедельник - не рабочий, а выходной, а по выходным музей заявлен в качестве работающего. И было логично его хотя бы на 6-е число открыть, а лишний выходной для музейных работников перенести на другие рабочие дни.

Потому что интерес сейчас реально большой, народу очень много. Понятно, что при свободном (пока) входе это никак не выгодно коммерчески, но это вопросы к "эффективному менеджменту" - при грамотном подходе можно было со свободного посещения на сопутствующих товарах и услугах заработать больше, чем на платном. Тем более народ даже привлекать не надо - вот он, валит в огромных количествах, и особенно много его было бы в выходные.

Ну и в конце концов, раз уж вы сделали широкий социальный жест с бесплатным входом до конца года - зачем же сразу идти на попятную и то не работать полдня 3 ноября из-за корпоратива, то потом не работать 6 ноября. Посетители, получается, как бы не очень-то и нужны?

А теперь вопрос к знающим людям по поводу электрички ЭР1.



Вопрос я подслушал рядом в диалоге посетителей и неожиданно понял, что и сам над этим не задумывался. Посмотрите на высоту подножки. А как залезали в эту электричку? Или специально для нее по всему маршруту строили высокие платформы, а где их не было - она не ходила или не останавливалась?

И раз там по три двери в вагоне (то есть даже шесть в сумме) - у каждой был свой тамбур, включая среднюю, или двери были прямо в салон, как теперь в "Ласточках", например?

Вот лишний раз жалко, что нельзя залезть внутрь и посмотреть все самому. А тут даже нет нигде указания, что это ЭР1 (на на самом вагоне, ни на табличке какой рядом), не говоря уж о каких-то пояснениях.

Возможно, конечно, не все экспозиции успели подготовить, потому пока и вход свободный, что музей работает в "промо-режиме". Ну а вдруг?

Вот внутрь отдельно стоящей топки можно заглянуть.



Хотя непонятно, зачем заглядывать и как этот арт-объект передает понимание эпохи. И какой эпохи - если вот с ребенком человек пришел, к примеру? Пояснений тоже никаких. И кстати, топка ли это вообще? Я же, как в том анекдоте, "ненастоящий шахтер":)

Мужик с огромными клещами или как называется этот инструмент. Возле, я так понимаю, семафорного механизма.



Когда он сделал пару шагов в сторону, я попытался покрутить ручку или хотя бы подержаться за нее, чтоб оценить, какие усилия прикладывали работники ж-д при ручном управлении семафорами. Мужик тут же сообщил мне, что трогать ничего нельзя. Спорить против таких клещей смысла не имело:) Но вопрос остался: ну а для чего же музей тогда, если только смотреть можно? Постижение реальности (тем более ушедшей в историю) ведь дается не только в зрительных ощущениях, но и в тактильных тоже. И даже может, в тактильных в первую очередь. А просто посмотреть на семафор можно и на фотографиях или картинках или в мультфильме про Чебурашку.

Вот тот же мужик уже непосредственно у семафора что-то колдует. А водяная колонка на переднем плане - тоже просто как арт-объект.



И вот тут-то как раз был бы уместен паровоз, чтоб было наглядно, для чего эта колонка. Но при таком обилии паровозов по всему музею именно тут его и нет.

Вот эта штука на фото ниже выглядит рабочей (я не про БЖРК на заднем плане, а про штуку с кабинкой на переднем:). Но работает ли когда-нибудь и что это вообще - пояснений не обнаружил.



За ней - тепловозы. Симпатичные.



Единственное, куда залезать можно - военная ж-д техника. Тут дети и отрываются по полной. Вот почему на бронепоезд залезть можно, а на тепловоз или в электричку - нельзя?



Возвращаемся под крышу. Поворотный круг с паровозом, а вокруг - тепловозы и электровозы. Здесь можно смотреть и снизу, и сверху. Поворотный круг вроде бы гипотетически работает, но вряд ли паровоз выезжает. А было бы интересно посмотреть в действии.



Красавец. Хоть и с женским почему-то именем "Стрела".



Еще красавцы.



Слева - "чебурашка" (не тот, который из мультфильма). Всего-то несколько лет назад такие активно трудились на магистралях, таскали пассажирские поезда. Не знаю, сейчас где-то еще трудятся?

Кстати, у ЧС-2 из верхнего прожектора трубу сделали. Уж не проблема же для него линзу найти?

А вот сейчас - самое популярное место в музее. Тренажер машиниста тепловоза.





Очередь к нему была вот такая, и это уже после того как вышла служительница музея и вежливо сообщила, что музей закрывается и максимум еще сколько-то минут аттракцион проработает.

В основном в машинистов играли дети, но я б и сам "проехался". Да уже времени не хватало.

Вот по такому принципу, я считаю, и должен быть устроен весь музей. Чтоб можно было самому попробовать, потрогать, залезть внутрь, ощутить. Это должно скорее напоминать контактный зоопарк, чем картинную галерею.

Для тех, кому в очереди в тренажер стоять тяжко, можно присесть вот на такие стильные скамеечки.



Очереди еще были в туалеты (хотя их очень много по всему музею, но и народу много). Не было очереди только в один, в котором дверь не запиралась изнутри:)



Туалет, как видите, самый обычный, не в железнодорожной стилистике. С одной стороны - просторнее, а с другой - можно было бы хотя бы парочку обустроить, как в поезде. Не как музейный экспонат, а с полным функционалом (насколько это возможно в капитальном здании).

А ведь из поездных туалетов разных времен и вагонов можно отдельную экспозицию составить. Как вот, например, они выглядели в 19-м веке или начале 20-го? Куда те же машинисты и кочегары бегали в дальнем пути? До станций терпели? Может, это кому-то "фу-фу", а я считаю, что из этого тоже складывается объективное представление об эпохе. Которое может сильно отличаться от полученного из учебников и фотографий. А то уж кто-то и понятие "санитарная зона" стал забывать:)

Кстати, вот и санитары.



Рядом такая же гипсовая тетка с настоящим фонарем, который спереди светится зеленым, а сзади - красным. Можно окошко фонаря закрывать специальной дверцей, дети так развлекались, никто им вроде ничего не говорил по этому поводу. Хорошо.



Еще гипсовые фигуры - внутри теплушки. Ко входу в вагон можно подойти по специальной лесенке, дальше висит запрещающая ленточка. Моя позиция уже понятна: чем ставить гипсовые фигуры и вешать ленточку, лучше б разрешали заходить в вагоны.



Над мужиками в теплушке, кстати, экран чего-то показывает. Экранов таких достаточно много, начиная от входа, где это оправданно (создают атмосферу там, где еще нет экспозиции), и заканчивая самыми неожиданными местами. Например, встроены вот в такие лендлизовские ящики.



Креативненько как сам по себе факт (этакая инсталляция), но кто реально встанет и будет смотреть "кино по ящику" (внезапная буквализация распространенной фразы)? Я ни одного не видел, пока рядом находился.

Или вот тут, внутри товарного вагона. В который, конечно же, внутрь зайти нельзя.



От ленточки содержимого фоток не разглядишь, того, что показывают по мониторам (у них "рамка" выдвинута чуть вперед по сравнению с фотографиями), - тем более. Может, организованные группы с экскурсоводом и будут сюда запускать. Иначе какой смысл?

"Аммендорф" от "Красной стрелы". Тоже уже история.



Видите, человек внутрь пытается заглянуть, разглядеть интерьер купе? А ничего не видно. Я все о том же... Это не просто "мне так кажется, что должно так быть", это реальная востребованность, как сейчас модно говорить, "целевой аудитории". Чтоб можно было внутрь войти, посидеть. В случае с "Красной стрелой" даже чай-кофе попить из аутентичных стаканов с подстаканниками. Показать, как окна открывались-закрывались (не то что нынешние чуть приоткрывающиеся форточки). С каждым годом все больше людей, для кого и это будет открытием. А даже и теми, для кого это ностальгия, тоже будет востребовано наверняка.

Тепловоз с барельефом Сталина - ТЭ2. Тут на днях donni_nina показывала фотку с макетом-обрубком ТЭ2 в качестве памятника в Нижневартовске. Вот - натуральный образец. Памятник - нелеп, настоящий тепловоз - красавец.



Пить нельзя. Лазить по экспонатам нельзя. Ничего нельзя.



Кстати, вода отравлена в музее (зачем?) или это историческая надпись на паровозе? При беглом поиске я не нашел пояснений ни в самом музее, ни даже в яндексе. "Не пей воды, Гертруда...":)

А, вот наконец-то что-то можно:) Можно зайти под паровоз и посмотреть на него снизу...



И даже потрогать колесо никто не запрещает вроде бы.



Я и потрогал... Палец в солидоле оказался. Ранее на каком-то из экспонатов недосохшая краска была. На куртке до сих пор черное пятно - то ли от той краски, то ли от солидола. Вот об этом можно было бы и вывесить таблички - что, мол, окрашено, смазано и не высохло еще, очень торопились музей открыть для вашего же удовольствия, будьте аккуратны. А не просто "туда нельзя, сюда нельзя". В общем, предупреждаю:)

Что хорошо - с детьми, с колясками, с самокатами можно. Пандусы, лифт - в этом смысле все хорошо.



Итожу впечатления от быстрой пробежки по музею.

В целом - положительное "послевкусие". Желание прийти еще раз - есть. Экспозиция впечатляет. Стиль, продуманность имеется.

Но ощущение, что проект музея и экспозиции заказывали людям, которые специализируются на выставках, картинных галереях, инсталляциях и т.п. Это модно, стильно, современно, но не учитывает специфику именно железнодорожного музея, где помимо визуального ряда и чисто зрительных впечатлений, должна быть "реальность в ощущениях". И никаких шлемов дополненной реальности не надо, вот она реальность, такая, какая есть, используй ее по полной! В идеале это должен быть железнодорожный "диснейленд", железнодорожный "контактный зоопарк". Чтоб не только смотреть, но и бегать, лазить, трогать, пробовать самому.

Да, это прибавит работы персоналу или самого персонала должно быть больше. Но если из этого исходить, можно было б вообще музей не открывать - так вообще ни у кого никакого напряга не было бы. А если уж открывать - так использовать возможности экспозиции по полной.

P.S. Еще раз напоминаю, что 6 и 7 ноября музей не работает (хотя 3 ноября служители музея еще сами не знали, когда будут выходные). Общий график работы: со среды по воскресенье с 10-30 до 18-00. До самого недавнего времени на сайте было написано, что вход закрывается за полчаса до окончания работы музея, сегодня вот появилась надпись, что вход только до 17-00. До конца года вход свободный. На сайте музея написано, что даже до 11 января вход бесплатный, но вполне возможно, что просто с 1 по 10-е там будут выходные:) Ну или что-то как-то еще может измениться. Музей явно работает еще в режиме "демо-версии", поэтому лучше перед посещением на их сайт заходить и сверяться.

Санкт-Петербург, #ятестируюновыйредактор, Музей, Железные дороги

Previous post Next post
Up