Это заново переписанный пост "Что ты видишь?"
Мне вроде и есть о чем писать, но иногда я буду переписывать старое.
В каком формате хранятся "изображения" в нашей голове? Ведь мы же можем их потом как то распознавать, комбинировать в своих фантазиях, снах, воспоминаниях? А значит где то в голове есть фотосток, который хранит, в определенном формате, увиденное нами и однажды мы сможем это достать и показать.
Но в каком именно формате все это будет? В каком формате я вижу это сейчас? Где можно скачать, забытые по пьяни, моменты?
Что бы ответить на этот вопрос, давай сделаем небольшую вводную, в которой разберем типы форматов которые есть сейчас:
То есть, в растре картинка разбивается на сетку где каждая ячейка хранит информацию о цвете не разбирая ее на составляющие объекты, а в векторе же хранится очертание фигуры (объекта) и ее цвет. Переводя на аналогию, можно сказать что в растре мы, рассыпав рис на квадратном метре, должны пересчитать все рисинки и записать особенности и положение каждой из них, а векторе мы просто запоминаем что у нас есть один квадратный метр рассыпанного риса.
- А, ну все же ясно, у меня точно растровое видение, ведь я вижу все очень подробно! Тем более, что я еще со школы помню, как мне рассказывали про сетку колбочек в глазах, которые воспринимают длину волны падающего на них света и передают эту информацию в мозг. А это очень похоже на пиксели или рисинки о которых ты сейчас рассказывал.
Но давай задумаемся: сетчатка 2х-мерна, которая как экран в кинотеатре принимает на себя свет от проектора (зрачка, в каком то смысле), а вот изображение которое ты видишь очень даже объемно. Свойства вещей, предугадывание, галлюцинации, знание того что за углом или чувство габаритов вашей машины - все это ты "видишь". В джипег не сохранить, правда?
Вот сейчас, когда дочитаешь абзац, закрой глаза. Ты видишь что находится по ту сторону век? Я знаю, видишь =) Поверни голову. Готов спорить, ты довольно точно знаешь что в той стороне и картина повернулась вместе с тобой.
Но ведь если глаза закрыты и на сетчатку не поступает информация, то как же у тебя появляются эти изображения? Фантазия? Ок, пусть она. Но сути дела не меняет, ведь фантазия тоже работает по средствам изображений и образов.
То что сообщают глаза идет двумя путями:
1. быстрый, идет в лимбическую систему (миндалину), где сверяется с 1001 вещью что может тебя убить, и, если что, бьет первоначальную тревогу, буквально за доли секунд, при этом не сообщая ничего зрительной коре.
2. по медленнее, который идет в теменную долю и встречается там с тремя отделами которые говорят что ты увидел и пятью, которые скажут где это находится.
Давай подробнее.
То что происходит в глазах, действительно является растром: Свет падает на сетчатку и мы получаем множество ячеек в которых хранится информация о цвете (все современные методы снятия изображения из мозга, основаны на том что снимаются информацию с сетчатки, что конечно не дает полной картины). Дальше информация из глаз уходит по зрительному нерву, в зрительную кору, что находится в теменой части и там делится еще на два пути:
Дорсальный путь начинается в первичной зрительной коре (зрительная зона V1), проходит через зрительную зону V2, затем направляясь к дорсомедиальной зрительной зоне (DM или V6), зрительной зоне MT (иначе называемой V5) и в заднюю часть теменной доли коры (англ. posterior parietal cortex). Дорсальный путь (канал «где?» или «как?») ассоциирован с движением, представлением о локализации объекта, управлением движениями глаз (саккады), использованием визуальной информации для оценки досягаемости объектов и доставания видимых предметов руками)[2].
Вентральный путь также начинается в зоне V1 и проходит через V2, но затем направляется через зрительную зону V4 к вентральной (нижней) части височной доли коры (англ. inferior temporal cortex). Вентральный путь (канал «что?») связан с процессом распознавания формы, представлением об объекте, а также с долговременной памятью.
(с) Wikipedia
И если первый путь, это простая геометрия (угол зрения, поворот глаз, положение тела, соотношения объектов и пр. в сумме дают нам координату и размер объекта), то второй путь уже не так прост...
Первое что делает наш мозг, получая "растр" из глаз - превращает его в "вектор" (в этот момент ты еще ничего не видишь, так как обработка тебя не касается). То есть, рассыпав рис, он не будет заморачиваться на счет каждой рисинки, да же не смотря на то что он их видит, он запомнит образ "квадратный метр засыпанный рисом". И тут мы подходим к одной из самых главных функция зрения - восприятие образов по средствам определения границ и их заполнения:
- Что бы разглядеть свой телефон, тебе не нужно помнить кажду оскомину на его корпусе. Все что ты о нем помнишь, это форму кирпича и цвет корпуса (бампера).;
- Да же если смешать твой телефон с другими "кирпичами", то ты будешь помнить что на нем есть царапина где то с левой стороны, но не запомнишь ее точной формы (повторение конечно может сделать этот образ четче, но запоминать все до микротрещин у тебя нет никакого повода);
- Чуваки с фотографической памятью просто могут запоминать больше образов чем ты и дробить картинку на более мелкие объекты, а после воспроизвести их наслоение. То есть, его мозг видит 2435 рисинок и создает 2435 образов в твоей голове, которые потом способен распознать и воспроизвести.
По сути это выглядит вот так:
Click to view
На видео показывается работа видео-кодека который преобразует изображение в фотографический вектор.
На основе этих контуров мозг пытается распознать увиденное, а используя информацию из дорсиального пути, устанавливает увиденное на свое место.
И вот в этот момент ты начинаешь "прозревать".
Получая всю эту информацию, мозг выстраивает модель мира, используя не только то что ты видишь, но и то что ты слышишь, нюхаешь, осязаешь (ну или какие у тебя там есть органы чувств). Связывая эту информацию с теми образами, что хранятся в твоей голове. То есть, по сути он превращает все это в 3Д и абсолютно заново выстраивает ВСЮ картину мира, только на основе образов что ты смог распознать.
Давай еще раз: Ты не видишь что видят твои глаза - ты получаешь информацию о объекте и создаешь свою модель мира где размещаешь образ об этом объекте приписывая ему свойства о которых ты знаешь или можешь догадываться.
- Таким образом, ты предсказываешь машину сбоку от тебя и предполагаешь что она на четырех колесах, только заслышав ее, хотя глаз даже не способен ее увидеть (о предсказании скоро и подробнее);
- Знаешь как обойти тумбочку, или что то взять с нее, встретив ее ночью и нащупав угол мизинцем;
- Буквы, что ты сейчас видишь, это зона заполненная черным цветом которая способна распознаваться как буква, а если у тебя будет литеральная дислексия (не распознавание букв), то они так и останутся черными объектами причудливой формы;
- В моем случае дислексии я устанавливаю объекты которые вписываются по смыслу в предложение, но порой не могу "увидеть" их изъяны. Поэтому у меня в предложении часто пляшут склонения, времена, падежи и орфография, так как я понимаю что слово что я вижу, подходит по смыслу к остальным в своей сути, но не вижу что пишу его в другом времени или склонении (приходится долго вчитываться);
- Так и прозопагнозия не позволяет распознать и включить в свою картину мира лица других людей и они видят вас примерное так:
Над группой слепых провели эксперимент: надели на голову прибор, с камерой и дальномером, который проецировал на затылок человека изображение по средствам вибрации (чем ближе предмет, тем больше вибрировал его контур). Со временем вся группа смогла свободно ориентироваться в пространстве создавая "изображение" лишь из вибраций на затылке.
У тебя конечно все не так. Согласись, с глазами как то по проще будет? Но общий принцип тебе понятен: Мозгу нужна картина мира которую он бы мог предугадывать, анализировать, ориентироваться в ней. И даже если чувствительной останется только пятая точка, мозг скажете тебе "все нормально", и будет создавать свой мир с помощью этого мягкого места.
Но тут есть забавный факт: лимбическая система все равно будет фильтровать все что ты ощутишь и внушать тебе страх или дарить радость, в независимости от источника информации.