Возьму на себя смелость предположить, что абсолютное большинство моих читателей хотя бы раз делали покупки в интернет-магазине. Совершенно привычная операция по нынешним временам, но задумывались ли вы когда-нибудь с чего всё начиналось?
В этом посте я расскажу о своих впечатлениях от прочтения книги о пионере интернет-торговли - компании Amazon.
Сделаю второе предположение - уверен, что представлять вам компанию Amazon не имеет смысла. Наверняка каждый из вас хоть раз о ней хоть раз слышал, но возможно не все заходили на сайт. Впрочем, это и не важно. Но бьюсь об заклад, мало кто сможет назвать имя основателя компании? Или я ошибаюсь? ;)
Так вот, книга, о которой я хочу рассказать, носит говорящее название "
The everything store. Джефф Безос и эра Amazon". Думаю, теперь все в курсе кто основатель? :)
Эта книга - квинтэссенция и парадокс философии Amazon. С одной стороны, Amazon начинался как магазин, торгующий исключительно печатными книгами. С другой стороны, она бумажная, а ведь именно Amazon придумал доступного “убийцу” бумажных книг - Kindle...
Но довольно говорить загадками. Продолжу я в имевшем успех формате апрельских тезисов: вашему вниманию я предлагаю 10 интересных фактов, которые я узнал о компании из данной книги.
- Домену amazon.com 1 ноября исполнилось 20 лет (whois). Для меня это оказалось достаточно символично: ровно в этот день я получил эту книгу по почте.
- Контекстные товарные предложения появились задолго до эпохи Web 2.0 - уже в 1997 году сайт Amazon предлагал книги, основываясь на истории заказов.
- Amazon прошла гораздо более тернистый путь к прибыльности, нежели, например, Google или Facebook. Но справедливости ради стоит отметить, что калифорнийцы фактически торгуют воздухом, делая основной доход на контекстной и прочей рекламе. Amazon же вынуждена искать тонкую грань между закупочной и отпускной ценой.
- Компания, пожалуй, не самый идеальный работодатель. Авторитарный стиль руководства, не самые большие дополнительные льготы и постоянные авралы - совсем не то, что привлекает большинство. При этом, судя по всему, это рай для увлечённых самородков.
- Amazon - одновременно рай и ад для производителей. Большие объёмы продаж (рай) компенсируются возможностью продавливать низкие закупочные цены и игнорировать интересы даже крупных и известных брендов.
- Штаб-квартира Amazon находится не в излюбленной ИТ-стартаперами Калифорнии, а в “захолустном” Сиэтле: так сложилось исторически благодаря тому, что на ранней стадии своего развития компания не должна была платить налог с продаж в штатах, где физически не представлена. А в штате Вашингтон население невелико, и, как следствие, относительно мало заказов.
- А вы знаете, что основатель Amazon строит свой космодром в Техасе и имеет компанию, занимающуюся исследованием в области освоения космоса?
- В компании не принято делать тезисные презентации в PowerPoint. Вместо этого к каждой встрече пишется 6-ти страничные текстовый файл с подробным и всесторонним описанием вопроса. По мнению Безоса, это позволяет самому инициатору обсуждения лучше его понять.
- Любое изменение на сайте Amazon или в продуктах компании должно быть описано в формате пресс-релиза. Считается, что инициатор изменения не может хорошо разбираться в его сути, если не может грамотно преподнести это конечному пользователю.
- На совещаниях Amazon всегда есть одно свободное кресло. Оно предназначается Клиенту компании, во имя которого, по крайней мере декларативно, работает огромный штат Amazon.
В конце книги приводится дальнейший roadmap - список изданий, которые Джефф Безос считает необходимыми к прочтению. Список довольно внушительный, и каждый сможет выбрать себе что-то по душе и интересам.
Кстати, книга не просто биографическая - это и вполне себе художественное произведение. По ходу прочтения у меня много раз менялось и отношение к компании, и испытываемые эмоции.
В общем и целом - рекомендую к прочтению.
PS Спустя пару дней после написания этого текста мне встретилось видео о работе Центров обработки заказов Amazon. Крайне футуристично!
Click to view
Книга предоставлены издательской группой «
Азбука-Аттикус»