Личное и публичное пространство в городе. Где грань?

Nov 28, 2008 19:45


Процитирую m_a_s_h_u_k :
Помню, как во дворе стоял стол, где мужики играли в домино, а мы, после школы - в настольные игры. Помню на Тверском бульваре на лавочках под Есениным пенсионеры устраивали настоящий шахматный клуб: на каждой лавочке - пара с шахматной доской и часиками. По тому же Тверскому бульвару, кстати, ходила гадалка с картами: подсаживалась к отдыхающим и предлагала погадать...
Помню, как выбегала во двор в халате и тапочках по десять раз в день, чтобы выпустить щенка на травку: маленькие часто просятся. Помню, как готовилась к экзаменам. Дома такой возможности не было, и я уходила на Манежную площадь. Вот в такой юбочке ( как большинство студенток журфака), от в таком декольте и во-от с такенной хрестоматией...  Долго готовилась, много дней. Да чего там: практически все летние сессии так и прошли: на площади с голыми коленками и огромной книгой. И это была не фига не презентация. Это была учеба, и она была такой, уличной , блин. Потому что дома были родители и хрен бы они мне дали спокойно почитать. А в читальном зале курить нельзя, нужно было выходить, отвлекаться...Можно было бы посидеть на территории журфака, во дворе - через дорогу, но там из сидячих мест  - только каменные выступы на фасаде да памятник.
Конечно, случались казусы. Конечно всякую сессию находился десяток -другой граждан (попробовал бы не найтись!;)), думающих, что это не фига не учеба, а вовсе презентация. Что это я не занимаюсь, а для них тут сижу, да. Находились, чего уж там. Но все, как один, выслушав мои объяснения, немедленно растворялись в воздухе, и никаких сомнений на тему "Учеба или презентация" не высказывали. Потому что была учеба. Потому что бытие по-домашнему на улице было возможно, они знали это и не сомневались! Я помню.
(остальное здесь)
Ее вывод: "Дома можно выйти в тапочках в собственный двор, посидеть с книжкой (вязанием, шахматами) на бульваре в собственном городе. Дома вообще дофига чего можно. "
Мои исследования это подтверждают:
"В своем районе я могу выйти на улицу в тапочках и ненакрашеная". "В моем районе я ощущаю себя дома, это замкнутый мирок, где все свои".
А вот слова Ирины Кулаковой о дворах и домах Москвы в 1980-е годы:
Большинство дворов существовали как обособленное пространство, окруженное несколькими домами, с "зонами" общественного пользования - местами отдыха для жителей, со столами для игры в шахматы или домино, хозяйственными приспособлениями (веревки для белья и каркас для выбивания ковров); специально выделенные места для игр детей, кажется, были редкостью. (...)
Двор  со своим "общественным мнением" (и "информационной структурой" в виде бабушек на скамеечке у подъезда) как бы контролировал поведение жильцов окружающих домов.
(Кулакова И.П. История московского жилья. - М.: ОГИ, 2006, с. 200)

район, дома и люди, двор

Previous post Next post
Up