Встанем, товарищи, выпьем за гвардию,
Равной ей в мужестве нет.
Тост наш за Сталина! Тост наш за Партию!
Тост наш за знамя побед!
Песня "Гвардейская застольная" Матвея Косенко и Арсения Тарковского, 1942 г.
После вторжения РФ в Украину из разных концов приходят сведения о пьянстве захватчиков: запечатлена на видео
кража крепкого спиртного напитка в магазине, разведка сообщает об
обмене топлива на алкоголь на территории Беларуси, в третьем случае молодой боец на Киевщине хвастался невесте, что разжился абсентом, а также
нахваливал украинское пиво. Как незатейливо пояснял другу ещё один боец во время разговора,
перехваченного украинской стороной, "…я на войне, Костян, как здесь не бухать? Тут… нервный срыв будет, если бухать не будешь". Поэтому можно предполагать, что из-за укусов зелёного змия войска РФ потерпели ряд как минимум мелких поражений и несут дополнительные потери - но если такое явление есть, то о нём молчат обе стороны конфликта - захватчикам не выгодно представлять своих солдат забулдыгами, а ВСУ вполне устраивает, чтобы оккупанты продолжали пить, ослабляя себя.
Пьянство в (пост)советской армии обладает традицией, идущей с большевистского переворота - события 23 февраля 1918 года - то, что потом было объявлено Днём Красной армии, - представляли собой не что иное, как позорный пьяный провал революционных матросов, до этого сыгравших немалую роль в Октябрьском перевороте. Под руководством "братишки" Павла Дыбенко их послали останавливать кайзеровскую армию, наступавшую на Петроград, но по пути им попалась цистерна со спиртом… В результате Дыбенко арестовали, а Ленин написал статью "Тяжёлый, но необходимый урок": "Неделя 18-24 февраля 1918 года… явилась горьким, обидным… уроком. (…)…Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о неисполнении приказа уничтожать все и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве". Результатом стал "похабный" Брестский мир. Но попустительство пьянству показывает дальнейшая судьба Дыбенко - он сделал блестящую карьеру, командовав в 1928-1937 гг. последовательно Среднеазиатским, Приволжским и Ленинградским военными округами, не отказавшись о своей вредной наклонности.
В ходе Гражданской большевики отменили введённый ещё царским правительством из-за Первой мировой войны сухой закон, разрешив продажу сухих вин, потом позволили торговлю креплёными винами и пивом, ликёрами, и, наконец, уже при Сталине разрешили продажу водки - ради сверхприбыли. Иосиф Виссарионович открыто пояснил 18 декабря 1925 года, что необходимо было "…ввести водочную монополию для того, чтобы заполучить необходимые оборотные средства для развития нашей индустрии…". Спаивая народ, власть вливала выуженные у него деньги в ВПК.
Нравы распространялись и на рабоче-крестьянское войско, что показывает анекдот тех лет, вполне тянувший на 58-ю статью. Чем отличается царский офицер от красного командира? Царский офицер был всегда до синевы выбрит и чуть-чуть пьян, а красный командир - чуть-чуть выбрит и до синевы пьян.
В действующей армии "наркомовские сто", а для танкистов и лётчиков - "наркомовские двести" стали выдавать ещё в ходе советско-финляндской войны, а потом эта практика была продолжена в уже в войну с Германией, хотя доза и "целевая группа" - фронтовые части, наступающие части - менялись несколько раз. Но однозначно, что масштабы выдачи алкоголя в РККА всегда были бóльшими, чем в других армиях-современниках. По советским праздникам всему личному составу водка или вино выдавались в достаточных для организации веселья количествах.
И если про пьянство во фронтовых частях начиная с 1991 года появилось немало публикаций, то относительно советских партизан долгое время не было научных работ, что позволило кадровому офицеру ФСБ Алексею Попову в своей книге "НКВД и партизанское движение" уже в XXI веке
заявить: "…Пьянство, мародёрство и половая распущенность были спутниками лишь немногих партизанских формирований". Относительно
разбоя и
разврата "народных мстителей" на сайте Радио Свобода уже появлялись соответствующие статьи, здесь же сосредоточимся на "возлияниях" - с неуклонной опорой на документы разных сторон.
Повний текст статті
тут