Хорошие у нас традиции. Если ты что-то из задуманного не успел сделать к новому году, тебе даются две недели на вторую попытку.
Народная истина
А. Лукашенко, выступая 15 января 2022 года перед вернувшимися из казахстанской степи белорусскими миротворцами ОДКБ, заявил: «Вся эта операция, вплоть до деталей, была разработана двумя президентами - России и Беларуси, в течение одного часа». (
https://www.belta.by/president/view/lukashenko-priotkryl-podrobnosti-podgotovki-operatsii-odkb-v-kazahstane-479599-2022/). Белорусский руководитель считает себя едва ли не главным стратегом постсоветского пространства.
Шанс?
А. Лукашенко, который второй год ищет любой повод для легитимизации своего шестого президентского срока, конечно, не мог не воспользоваться кризисом в Казахстане. Однако, как мы помним, совсем недавно А. Лукашенко провалил собственную провокацию с мигрантами («гибридная» миграционная война), пытался спровоцировать конфликт между НАТО (Польша) и Россией, а уже в декабре 2021 года сконцентрировался на перспективах войны РФ с Украиной. Однако, война с южным соседом запаздывала, а Россия вынудила Запад сесть за стол переговоров. Белорусский руководитель испытывает настоящий неутоленный голод по тому, чтобы напомнить о себе миру, и одновременно сделать что-то столь масштабное, чтобы вопрос о государственном перевороте 9 августа 2020 года как-то ушел на второй, а лучше третий план, а непризнание А. Лукашенко легитимным президентом снялось бы само собой.
Напомним, что сейчас в плане легитимности А. Лукашенко «зеркалит» статус непризнанных им Абхазии и Южной Осетии («бумеранг» вернулся!), и ценность признания А. Лукашенко Крыма в качестве российского региона носит чисто символический характер для оправдания, прежде всего, российской финансово-ресурсной поддержки. На международной арене влияние Республики Беларусь носит нулевой, если не отрицательный характер.
Есть еще одна проблема - финансовая. В наступившем году только на обслуживание внешнего долга А. Лукашенко нужно 3,23 млрд. долларов. В принципе, для этой цели можно «раскулачить» золотовалютные резервы, но, учитывая специфику белорусской статистики, есть большие сомнения в достоверности накопленных капиталов. Остается Россия, но для очередного перекредитования Минску необходимо сделать хотя бы несколько шагов в сторону экономической интеграции с Россией. До настоящего момента А. Лукашенко удавалось уклоняться от «гармонизации» утвержденных 4 ноября 2021 года 28 союзных программ. Белорусскому руководителю постоянно что-то «мешало»: то «война» с Польшей, то миграционный кризис, то «размещение» на территории РБ российского ядерного оружия, и прочие ужасы. Сейчас подвернулся Казахстан, которым А. Лукашенко, естественно, воспользуется.
Кроме того, А. Лукашенко в выполнении задачи ввода войск ОДКБ действовал согласно пословице «поперек батьки в пекло», чем демонстрировал исключительную лояльность Москве. Видимо, белорусский руководитель рассчитывает, что это ему «зачтется» и он сможет получить российский кредит за «верность» союзническому долгу.
Но помимо вопроса о получении поддержки из России, в казахстанском кризисе заложена политическая «мина», которая рано или поздно взорвется в Беларуси. Волнения в Казахстане продемонстрировали, что эпоха постсоветских авторитарных режимом первого поколения, во главе с «отцами наций», завершилась. «Отцы», «баши» и прочие «батьки» явно засиделись. Так что А. Лукашенко не просто был инициатором ввода войск ОДКБ (прежде всего российских войск), а он призывал спасти своего «коллегу» по пожизненному президентству.
Понятно, что А. Лукашенко никогда не испытывал каких-то особых симпатий к Н. Назарбаеву, но, как любой диктатор, белорусский начальник боится «теории домино».
С другой стороны, А. Лукашенко, творчески развив и углубив казахстанский «опыт» продления своих полномочий, был заинтересован в успехе казахстанской версии псевдотранзита власти. Сейчас, после исчезновения Н. Назарбаева с политической арены и отстранении от власти представителей его клана, А. Лукашенко получил наглядную возможность представить себе собственную перспективу на посту главы президиума Всебелорусского народного собрания.
В любом случае Минск рассчитывал на то, что ОДКБ сохранит у власти как раз Н. Назарбаева. Отсюда и столь странная и ничем не подтвержденная информация о телефонном разговоре между А. Лукашенко и Н. Назарбаевым (7 января 2022 года). Причем, до сих пор не ясно, кто кому позвонил и звонил ли вообще.
Реплика
Н. Назарбаев мертв. Причем давно, говорят, что он умер перед новым 2022 годом. Если это так, то с кем говорил А. Лукашенко? С могилой? У А. Лукашенко есть контакт с иным миром. В любом случае, если информация, распространенная В. Жириновским, подтвердится, то скандал с телефонным звонком в Ад неизбежен.
Лукашенко сверг Назарбаева?
В противном случае, то есть, если Назарбаев уже не у власти, получается, что выступив едва ли не первым инициатором ввода миротворческого контингента ОДКБ в Казахстан, А. Лукашенко способствовал свержению Н. Назарбаева. На самом деле, так и произошло.
Но тогда именно такой исход операции по поддержке конституционного порядка в Казахстане катастрофичен для белорусского политического режима. Действительно, в случае второй фазы белорусского политического кризиса, которая неизбежна, ОДКБ может поддержать белорусские власти, а также белорусского президента, но не главу президиума ВНС. Лукашенко, проведя Конституционную реформу, обречен. Но это его выбор…
Причем, необходимо напомнить, что Н. Назарбаев лично выбрал К-Ж. Токаева, как наиболее лояльного и неопасного министра, от которого не ждали каких-либо эксцессов, а рассчитывали, что Токаев будет послушной марионеткой Н. Назарбаева и сохранит пост президента до «воцарения» Дариги - старшей дочери Н. Назарбаева. Однако логика государственного развития, специфика политического процесса, постепенная трансформация олигархической буржуазии и провал социальной политики потребовали от К-Ж. Токаева проявить политическую волю.
Урок для Беларуси
В этом случае необходимо все поставить на свои места: в Казахстане ряд негативных процессов, включая социальный протест, выход на «улицу» целого ряда законспирированных ячеек пантюркистов, исламистов, запрещенной в России и странах ОДКБ ИГИЛа, криминальных кланов, связанных с кланом Назарбаева и силовиками, мародеров из безработной сельской молодежи и гастарбайтеров, вошли в политический резонанс с схваткой в элите Казахстана за власть. При этом разговаривать оказалось не с кем - светской оппозиции в Казахстане практически нет, и они не смогли перехватить протесты, а казахстанская эмиграция не имела контактов с подпольем и конфликтовала с исламистами.
В белорусском варианте все еще более трагично: политическая оппозиция в стране уничтожена, эмиграция, с одной стороны, потеряла контакты с Сопротивлением, а с другой стороны - расколота. В белорусском кейсе роль исламистов играют националисты.
При этом граждане Беларуси не способны на столь яростный социально-политический протест, который в условиях невероятно жестокого авторитарно-олигархического режима Н. Назарбаева с элементами восточной деспотии и развитого культа личности, продемонстрировали массы народа в Казахстане. Ненависть народа к правящему режиму поражала, в ряде мест силовики были разоружены… Подобного никто в Беларуси не ждет, но давление режима А. Лукашенко и его поддержка со стороны России объективно способствуют росту националистических настроений, как исламистских в Казахстане.
В любом случае, в случае доведения до конца конституционной реформы, А. Лукашенко в среднесрочной перспективе теряет власть. Любой, кто займет пост президента Беларуси, очень быстро окажется в роли белорусского Токаева. В этом варианте Беларусь, как и Казахстан, окажется в стадии вторичного авторитаризма, который будет на порядок слабее и продержится несколько лет. Эпоха А. Лукашенко окончательно уйдет в историю и в многочисленные уголовные дела, что уже происходит в Казахстане.
Но в начале января А. Лукашенко посчитал, что миротворческая операция ОДКБ в Казахстане является буквально манной небесной и едва ли не решает все его проблемы. Надо только хорошо на телеэкране смотреться.
Медиа волна
В медиапространстве, прежде всего в белорусском, с 5-6 января была разогнана масштабная информационная волна, призванная продемонстрировать значимость А. Лукашенко в ОДКБ, его едва ли не полководческая роль в организации десанта миротворцев, важность и своевременность усилий, которые А. Лукашенко предпринял в момент согласования условий ввода войск. На завершающем этапе А. Лукашенко предстал в роли заботливого руководителя, который постоянно контролировал безопасность не только белорусских десантников, но и журналистов, посланных в Казахстан, т.е. в «пекло». При этом отметим, что, по белорусской традиции, А. Лукашенко непрерывно расхваливал прежде всего сам себя, что иногда выглядело весьма странно и даже забавно.
В итоге, можно сказать, что белорусский руководитель приложил максимум усилий для того, чтобы выжать из казахстанского восстания максимум политических, а в перспективе и экономических, дивидендов. А. Лукашенко решил использовать сам факт восстания в Казахстане для укрепления своего авторитета не только на постсоветском пространстве, но и в мире… Но в целом, информационная волна, призванная сделать из А. Лукашенко едва ли не лидера большей части региона, который имеет возможность и право не только формировать повестку ОДКБ, а следом и ЕАЭС, но и выступать от лица региона, все-таки провалилась. Почему?
Прежде всего, медиа натиск прославляющего А. Лукашенко в стиле эпоса его подвигов на просторах Центральной Азии остался на уровне секты фанатов А. Лукашенко. Информационная волна даже не выплеснулась в российское информационное пространстве, что понятно - российские десантники не пустые степные аэродромы патрулировали, а находились непосредственно в Алма-Ате и Нур-Султане.
Учитывая рейтинги передач БТ и просто истеричную подачу материале о новом Спасителе мира и безопасности за тысячи километров от Беларуси, в республике просто не поняли: Куда и зачем летали на российских самолетах?
За рубежами Беларуси о «подвиге» А. Лукашенко так никто и не узнал.
Признаем, что уже на этапе решения вопроса о вводе войск ОДКБ в Казахстан не было сомнений в том, что роль Минска в операции ничтожна и она не дает белорусскому руководителю даже минимального шанса как-то «толкнуть» процесс признания власти А. Лукашенко в мире. При этом, не будем скрывать, Москва дала возможность А. Лукашенко целую неделю выдавать себя за постсоветского генералисимуса, что на фоне резкого обострения отношений с Западом по украинской проблеме, Кремлю было даже выгодно. Но «дьявол», как мы помним, кроется в деталях.
К примеру, еще раз напомним, что из миротворческой операции ОДКБ была полностью исключена белорусская военно-транспортная авиация. 500 витебских десантников были переброшены в Казахстан российскими самолетами. На этом фоне киргизский отряд «Скорпион», добравшийся до Алма-Аты своим ходом, смотрелся как-то более независимо и боеготовно. Но с учетом того, что 4/5 контингента составляли российские миротворцы, то транспортировка продемонстрировала, что роль белорусов в операции исключительно символическая и никакого подвига не составила.
Кроме того, напомним, что белорусские миротворцы пять дней своей командировки провели в безлюдной местности, в степи, на неиспользуемом советском аэродроме, который кто-то в белорусских СМИ назвал даже «аэропортом». За пять дней белорусские миротворцы не поймали в этих безлюдных местах даже сурка. Вот эти детали стоило в Минске как-то просчитать, но традиционная жадность подвела: хотелось и имидж поправить за счет России, да еще и получить политический выигрыш.
Итак,
В итоге все закончилось очередной сказкой о «победе» белорусского воинства далеко на Востоке. Миротворцы вернулись домой и вроде бы все закончилось. Но это не так.
В Казахстане все только начинается. Власть Токаева остается относительно слабой и консолидация вокруг второго президента республики идет медленно. Не решены и основные социальные проблемы.
В Беларуси руководству республики, по идее, необходимо провести глубокий анализ произошедшего провала. Причем напомним, что до сегодняшнего дня белорусское руководство и «экспертное» сообщество так и не сделали работу над ошибками по миграционному кризису, который сами и развязали. Сервильная аналитика поёт гимны и псалмы в адрес А. Лукашенко, который любит слушать только хорошие новости.
Но год уже начался и постепенно на первый план будут выходит проблемы экономики: экспорт и санкции, деньги и долги по кредитам. Причем лететь уже некуда. В Сирию белорусы уже опоздали…
А. Суздальцев, Москва, 16.01.2022