Тёмные века истории славян
Тёмные века истории славян (рассказывает археолог Александр Сыроватко)
Мы поговорим о Московской, Рязанской, может быть, частично Калужской области.
Довольно давно историки археологи обратили внимание на проблему преемственности или исторической встречи славян в центральной России с теми, кто жил здесь до них.
Любой учебник истории рисует благостную картину. Всегда подчеркивается мирный характер. Что несомненно должно греть нам душу. Внимательное же прочтение древностей этого периода показывает, что это не совсем так. Между славянами и не славянами, возможно, не всё было так гладко. Я специально не употребляю термин финны, потому что он тоже нуждается в доказательствах.
Довольно давно, но уже точно 70-х годов оказалось, что что-то тут не так. Есть некий разрыв. Не получается закрыть эту границу. То есть, классическая история звучит так - был железный век, жили финно-угры и вели какое-то свое хозяйство. Потом сюда, это мы, славяне. Имеем ввиду Подмосковье, центральную часть России.
Пришли славяне. И как-то ассимилировали исконное финно-угорское население, которое, впрочем, частично переместилось северней.
И вдруг археологи обнаружили что есть лакуна. Она составляет 300 лет приблизительно, от середины седьмого века и где-то до середины 10-го столетия. Вторая половина десятого века - это достоверные славянские памятники.
Последние 25 лет находят славянские памятники докурганной культуры, которые были в диковинку совсем недавно. То есть, славяне воспринимались только как "вятичи по Арциховскому", как курганная культура. И только 25 лет назад примерно стало понятно, что есть что-то еще. И это что-то тоже славянское. Археологи на своем сленге называют это борщевской культурой. Это сленг. По аналогии. Это конечно не борщевцы, но это что-то с лепной керамикой, что существовало где-то во второй половине 10-го,11-ом столетии.
Было несколько волн славянской колонизации. 7-10-11-ые века. В общем, самый важный период в развитии древней Руси, когда начинают формироваться по Дону, Днепру, в районе Ладоги протогосударственные образования. Именно в это время самый интересный замес со скандинавами-русами там происходит. Начинает образовываться сначала путь из варяг в арабы по Волге, потом из варяг в греки по Дону и Днепру. Там-то и образовывается Российское государство. А у нас под Москвой ничего не было вообще. Никто не жил. Некая пустота, ядерная зима, эпидемия. Конечно, версии есть. Давайте начнем с того, как это было обнаружено. Кто первый. Это называется историография. Мне приходит на ум фамилия Готье, одна из его работ 20-х годов. Её нет перед глазами, я же в эфире, но у него есть фраза, вскользь брошенная, что древности славянские и финские как-будто бы обнаруживают разрыв. Которого в действительности, конечно, не было - добавляет он от себя. Дальше-больше, где-то в шестидесятые годы, наверное, даже с конца пятидесятых московская экспедиция под руководством Александр Фёдоровича Дубынина начинает масштабные исследования поселений Дьяковской культуры. То есть это те самые то ли финны, то ли не финны.
Но это дославянское население культуры сетчатой керамики. Она очень похожа на соседние культуры железного века и занимает весь античный период по хронологии. То есть где-то с седьмого века до нашей эры и с некоторыми трансформациями, все достоверно сходится на том, что в пятом веке железно еще что-то существует. Открытием последних 15 лет и модным новым термином, и очень таким попсовым является понятие - война пятого века. Впервые его применил, насколько я помню, теперь уже парижский, а некогда петербургский археолог Казанский.
Потом эту идею подхватил Илья Ахмедов, что произошло нечто в лесной зоне. Что не фиксируется никакими письменными источниками, но выглядит как некий глобальный коллапс всех археологических культур, всего населения лесной зоны от Прибалтики до Оки. И вот это нечто, одно ли событие, либо цепочка каких-то событий, получила название в кавычках "война пятого века".
Археологически это выглядит как смена археологических культур. На пятый век приходится конец всех археологических культур, которые наследуют культурам железного века, которые являются их продолжением и возникает нечто принципиально новое. Это нечто принципиально новое доживает до середины седьмого века. Совсем новый термин, еще более модный - война седьмого века. Снова большая часть археологических культур претерпевает существенную трансформацию, либо заменяется другими.
И вот тут как раз с этого момента в Подмосковье начинаются те самые тёмные века, археологическая пустота до второй половины десятого века. Триста лет здесь ничего не было. И весь 20 век народ спорил, что же это было. Когда сталкиваешься с непонятным хорошо иметь какие-то доказательства. Никакой информации не было, была некая умозрительная конструкция, таких умозрительных путей решения этой проблемы было несколько.
Одна группа археологов считала, что гипотетическое объяснение в том, что вот это вот Дьяковское население, население железного века переходит на подсечно-огневую систему земледелия, которые, по логике представляют собой кочевое земледелие. То есть, два-три-четыре года они живут на выжженной поляне. После чего им нужно менять место поселения. Они переходят на новый участок. Соответственно следы таких поселений трудноуловимы. Поскольку культурный слой не откладывается. Доказательств этому не было, но почему бы и нет?
2-ая гипотетическая конструкция, второй путь, в частности ему следовала Ирина Гавриловна Розенфельд, это пересмотр датировок. Здесь было два направления: первое - это тот самый поиск славянских докурганных культур. Когда только стали находить эти вот первые памятники типа "Покров 5", например, их ведь очень смело называли и восьмым веком и девятым. Это потом пришло некоторое отрезвление. Стало понятно что это что-то принципиально новое. Но это все-таки вторая половина 10-11 века. То есть пытались верхнюю границу появления славян натянуть вниз, а верхнюю границу наследников Дьяковской культуры сдвинуть вверх. Пытаясь доказать, что они все-таки встретились. хотя никаких доказательств их встречи не существовало. И только после раскопок Кренке на Дьяковом городище, когда появилась крупные серии радиоуглеродных дат. По тем временам это было очень много - 50 радиоуглеродных дат. В начале, середине 80-х годов, он впервые об этом открыто заявил - не следует баловаться датами. Радиоуглерод говорит о том, что на пятый век приходится какой-то пик, а потом наступает стремительное затухание. И про 7 век мы уже ничего сказать не можем.
То есть, начало этой катастрофы, видимо 5 век, видимо эта катастрофа стала причиной такого демографического кризиса, что население сокращается, сокращается и к седьмому веку становится неуловимом.
То есть получается, если сказать по обывательски, как будто бы до пятого века в нашем районе - про центральную Россию мы сейчас говорим, жили люди, все было спокойно, потом пришли какие-то другие, всех вырезали или там ассимилировали. И очень резко возникает другая археологическая культура. Мы увидим уже другой погребальный обряд.
Можно даже сказать, что в конкретном Подмосковье вырезали и ушли, облизываясь и вытирая ножи. А все, кто остался влачили какое-то существование, пока не исчезли совсем. К седьмому веку их не стало. Если говорить про всю лесную полосу, там было два таких коллапса: 5 и 7 века. К которым можно добавить коллапс 2-3 века. Он, правда, касается только памятников и поселений, которые расположены в самых низовьях Москвы-реки и на Оке. Там, видимо, все прекращается еще раньше, именно в третьем веке. И там совсем мало поселений. Они есть для 4-го, 5-го, 7-го веков. Их очень мало, их буквально единицы. Большинство городищ железного века прекращает существование навсегда.
И там этот коллапс, еще раз повторю, еще раньше. То есть, почти все первые тысячелетие, череда каких-то странных коллапсов, с шагом в два с половиной столетия. К этому можно добавить, что и климат колебался примерно с тем же интервалом два с половиной столетия.
Что же за люди жили здесь до седьмого века, что это за культура, кому все-таки ее относят, как она выглядит, что мы находим?
Название ей дало Дьяково городище а музее-заповеднике Коломенское. Памятники Дьяковской культуры есть в Вологодской области. Это такая северная размытая граница. Западная граница это, ориентировочно, чуть-чуть к западу от Москвы. Городища округи Бородинского поля можно относить туда и сюда. Это некая пограничная зона. Южная граница непонятно где, но где-то, видимо, в районе Оки.
Что касается памятников, восточнее Коломны, ниже по течению Оки, и соответственно, восточнее Костромы, здесь, видимо, территория того, что называется Городецкая культура. Это нечто очень похожее. У нее есть свои отличия, но это тоже культура сетчатой керамики, которая простирается где-то до "Самарской Луки". Для железного века размеры культурных ареалов велики. Понятно, что есть клинья кого-то степного населения: скифского, сарматского. Там своя песня.
Но общий контекст такой - первые обитатели городищ в финале бронзового века, либо в начале железного века начинают возводить первые укрепленные поселки. Они начинают жить на высоких коренных берегах, они начинают окапываться. То есть, рвы, валы, видимо, какие-то первые укрепления. По всей видимости это первые настоящие земледельцы в нашем регионе.
Общий вид такой: маленькие городища, видимо небольшие коллективы, разреженная территория. В основном, конечно, все селятся по рекам. То есть между поселениями по прямой большие расстояния, разреженное пространство. То есть, если по реке, интервал там три-четыре-пять-семь километров, а на водоразделах пустые пространства. Велика роль охоты. Конечно, существуют связи с остальным миром. Поскольку это не был глухой медвежий угол. Какие-то скифские вещи проникают, проникают европейские латенские вещи. Но, конечно, очень мало. Своих источников металла нет. Цветного металла - ключевой момент. Из железа, видимо, они умели делать. Цветной металл они умели обрабатывать, но получить ему было просто негде. Железо - только болотные руды, из них ничего хорошего не делали. Примитивные наконечники, стрел, маленькие серповидные ножики, железные кольца, простейшие пряжки. То есть ничего такого сногсшибательного сделать не могли.
Это главная проблема всего восточного славянства, что на нашей территории не было сырья для развития металлургии. В смысле, сырьё есть, но невозможно было при том уровне развития технологий разрабатывать. Курская магнитная аномалия, которая была открыт уже 20 веке, но на глубине 600-800 метров. Тогда не могли туда докопаться. Ещё находим керамику, которая называется сетчатой. Это такой сленговый термин, который обозначает в общем загадочное явление, которое имеет свою длительную историю изучения. Горшки покрыты отпечатком, напоминающем изнанку кровельного шифера. И отпечатки, напоминающие, подчеркиваю, напоминающие отпечатки мокрой ткани.
Погребальный обряд неизвестен. Что-то нашли, есть так называемые домики мертвых. На верхней Волге, в основном. что-то было открыто недавно скончавшимся вологодским археологам Башенькиным Александром Николаевичем, что-то известно на верхней Москве-реке, но очень мало. Понятно, что эта кремация. Но не очень понятно, где их искать.Что-то было на Настасьенском городище, одна из кремаций была помещена внутрь жилой постройки. Видимо, если бы в шестидесятые годы копали бы аккуратнее, то находили бы. Просто кремация очень коварная вещь. Нужно знать, что искать. Археологи не не любят мыслить с этническими терминами, то есть говорить вот это дьяковская культура, это финно-угры. Но все-таки скажем так, традиционно мои учителя называли дьяковское население финнно-уграми. Или там, профинно-уграми. Доказательств, по большому счету, немного. Потому что от них не осталось ничего. Ни письменных памятников, ни самоназвания, ни упоминания соседей. Просто ничего. Здесь логическая цепочка очень простая - сетчатая керамика в Финляндии доживает до современных этнических финнов. Отсюда сделан вывод, что раз повсюду на севере Европы были финны в лесной зоне, то скорее всего, дьяковское население это тоже финны. Вот и все. По большому счету мы не узнаем никогда, кем они были.
И вот пришельцы, уже точно славяне, мы даже это знаем по письменным источником (10-11 век) - как они выглядели с точки зрения археолога? Керамика унылая, очень некачественная, похоже на все что угодно. Находок очень мало, памятники большие по площади но очень бедные. Куда это все девалось с поселений не понятно.
В железном веке жили очень скученнно. Площадка 20 на 40 метров она огорожена стенами. Культурный слой накапливается метр, полтора, два на Дьяковом городище. Много находок.
А эти открытые поселения, у них нет городищ. Ну или почти нет городищ. Они никого не боялись, по всей видимости. Пространства большие, работает на таких памятников сложно, плотность находок в культурном слое очень низкая. Один черепок как-нибудь керамический на два метра, условно говоря.
И еще один очень важный момент, она очень плохо изучена. До настоящего времени. потому что ярких памятников нет, крупными площадями это никогда не исследовалась. То есть, есть примеры: допустим, раскопки Григорьева там, или Изюмова, Супрутское городище, Тульская область.
Здесь на нашей территории, крупными площадями, ну я боюсь ошибиться, да потому что славянские культуры это не мое, но, по большому счету, мы не можем охарактеризовать эту культуру. А кроме того у таких культур нет ярких определяющих вещей, вот ещё что важно. У нее нет яркой керамики, каких-то ярких украшений, например, по которым мы могли бы идентифицировать эту культуру. Артефактами, присущими, допустим, ранним славянам Подмосковья - такого нет.
И письменных источников нет тоже. Этот пласт древности ждет своего исследования.
Давайте переходить к раскопкам. Что обнаружилось последние несколько лет? Во-первых, первые открытия, к сожалению, сделаны не мной. Я тогда еще даже был студентом. В конце восьмидесятых или в начале 90-х годов стали обнаруживаться первые памятники, которые ни на что не похожи. Это погребения с кремациями. Кремации на стороне, но как, собственно, и большинство кремаций.
То есть, сжигали где-то на стороне,и сразу забегая вперед, места сожжения не найдены. После сожжения, место которого археологами не обнаружено прах доставляли на место погребения. Уже кальцинированный, то-есть, пережженные до ярко-белого цвета косточки, как правило измельченные Смесь костей и сильно обгоревших оплавленных находок из стекла, из металла рассыпалась в определенных местах. Большинство погребений выглядит так, как-будто просто высыпались кости кучкой. Может быть была какая-то форма: деревянная, берестяная, тканевая, кожаная. Но сейчас археологически это выглядит просто как кучка костей на древней поверхности.
Причем мы уже сказали в первой части программы, классический дохристианский погребальный обряд славян - это курган. А здесь такая странная форма - просто складировали в определенном месте. Причем, когда возле такого погребения ставился горшок, либо когда это было урна, то по всей видимости, по крайней мере часть таких урн и горшков стояли просто открыто на земле.
И некоторые из могильников, которые теперь обнаружены, в том числе и нами, сохранились только благодаря малому ледниковому периоду.
Получается, это такой погребальный обряд, который, в общем, очень легко разорить. Правда, если знать, с чем ты столкнулся, если тебе нужно его разорять. Потому что грабить там, по сути нечего.
Эта серия, примерно, 8 могильников от Рязани до Серпухова, которая охватывает период от, ну достоверно, от пятого века нашей эры и до середины 12 века, прости Господи. То есть эта та культура, которая легла ровно в эти темные века. Даже с охватом.
Потому что открытие 15 года это погребение с вятичскими курганными вещами в межкурганном пространстве вятичского курганного могильника.
Курганный могильник Кременьях, который исследовал студентам Борис Александрович Рыбаков. Это его первая еще студенческая публикация. 5 курганов он раскопал, а вот между этими курганами мы обнаружили погребения-кремации того же времени с сердоликовыми бипирамидальными бусами, обгоревшими в погребальном костре, они с вятичскими лунницами, уже креставключенными. То есть это уже христианская по сути символика.
Мы не знаем, кто эти люди. Это могли быть те же вятичи, о которых мы не все знали. Например, параллельно с курганным обрядом. Вы же понимаете, что курганов известно гораздо меньше, чем должна была быть плотность населения. Куда делись все эти люди? Может быть, просто этот тип погребения использовался, и часть населения просто кремировалась.
Тут две версии: либо какое-то сохранилась население до предмонгольского времени, либо это все-таки славянское население, которое практиковало такие варианты в погребальном обряде.
Но если мы говорим о пятом веке, седьмом веке, восьмом и девятом, то это погребение примерно того же типа, просто с вещами 5 по 9 век.
И кроме погребения от этой культуры ничего не найдено.
Правда поселения и не искали. Потому что мы, например 15 лет уже занимаемся несколькими могильниками и нам работы хватит еще там на десятилетие. Если мы не бросим это все. А поселения эти исследовать скучно. Небольшая плотность, находок мало... А погребения они яркие. И пусть поселениями займется кто-нибудь другой, а я займусь могильниками.
Получается, эта вот эта дырка, эти темные века возникли не потому что здесь люди не жили, а просто мы не могли найти.
Для каждого временного эпизода известен только один или два раскопа. Для каждой четверти тысячелетия. То что мы нашли не снимает проблемы сокращения населения. Это очень важный момент. Мы не знаем масштабов открытого нами явления. Может быть, нам повезло, и мы нашли все, что было. А может быть, таких поселений и могильников были сотни. Рано пока говорить, мы только в начале пути.
Так что, видимо, темные века остаются еще темными веками.
Просто теперь понятно что все-таки кто-то умудрялся жить в пограничье Хазарского Каганата. Практически на границе со степью - напоминаю что это время потепления. Если мы говорим о последней четверти первого тысячелетия, то это малый климатический оптимум Голоцена. Степи подходили очень близко. Степной клин вдавался вот в эту петлю Оки в районе впадения Москвы-реки. И конечно не случайно в погребениях очень много салтовских, то есть хазарских вещей. Помимо явно северных вещей.
Археологических находок этой культуры мало. Но от человека остается тот же объем костей после погребального костра, который попал туда до сожжения. Есть некий предрассудок что человека сожгли без следа. Это невозможно сжечь без следа. Икеевская синяя сумка с ручками будет наполнена вашими костями, если вас сжечь. Нужно помнить, что после крематория современного отдают после мельницы и отдают, конечно, не все кости. Вам отдают примерно по объему кружку. А должна быть икеевская сумка с ручками. Если не дробить кости в пыль.
И в древности почти всегда было то же самое. Большая часть костей остается на месте сожжения. А в погребение приносится малая часть костей. А если учесть что человека сжигают, как правило с животными, причем с разными животными, то иногда вы можете столкнуться с ситуацией, что костей много, антропологом и палеозоологам работы много. А человека в этой куче костей может не оказаться вообще.
Потому что понятно что коровья кость крупнее и массивнее, она лучше переживет погребальный костер, осколки крупнее. В итоге, когда собирают с погребального костра, берут все подряд, берут то, что крупнее, то, что проще. Человек остаётся на погребальном костре. На погребение принесли корову, быка,или допустим, овцу. И так далее. То есть такие парадоксы случаются несомненно.
Но методы, которые позволяют все равно находить у археологов есть. Требуется скрупулезный подход. Дело в том, что археологов, которые работают с кремации много. Поля погребения никто не отменял. Вся Европа сжигала покойников. Западная и восточная до Днепра включительно. Есть тип погребений и могильников, который так и называется - поля погребений.
Проблема и новизна ситуации в том, что их нашли в необычное время в необычном месте. Подмосковные археологи - старшее поколение просто не ожидало. Нужно уметь видеть, Нужно знать, что искать.
Второй момент очень важный - на некоторых могильниках просто под современным дерном, то есть вы задираете траву и на вас сыпется из-под корней травы вот эти белые кальцинированные осколки. Маленькие, там сантиметр - 2 сантиметра. Их много. Но это просто осколки. И в некоторых погребениях может не быть находок никаких вообще. Соответственно, вы можете ничего не найти. И не понять, с чем вы столкнулись.
Третий момент, очень важный, дело в том, что предыдущие поколения антропологов не умели работать с костным материалом, кремированным. Соответственно, археологи не собирали скрупулезно костный материал. Он просто выбрасывался, потому что считалось, что с этого ничего нельзя получить.
И антропологи, которые примерно 15 лет назад освоили методику определения пола, возраста, теперь уже стабильных изотопов в костях, рацион питания, анализ изотопа стронция, чтобы сказать - местный или пришлый. Видеть ранения. То есть, мы можем сказать, что, например, этот кремированный покойник не просто около 40 лет, он еще по молодостью получил по голове у него, зажила травма, но он не успокоился и умер от проникающего ранения грудной клетки клинковым оружием. Такое тоже бывает.
Мы это все можем сказать горстке костей. Но здесь ключевой момент - если повезет. Вопрос везения он тоже важен.
Я это к тому, что все-таки наука ушла вперед. Да мы сейчас пользуемся достижениями науки. Здесь не столько ноу-хау, сколько просто аккуратность и понимание, что можно из этого вытянуть.
То есть, если мы хотим понять, например, каким образом осуществлялось ссыпание костей; ведь могли отдельно засыпать человека, отдельно сверху животное или, например, там мужчина-женщина. Мы часто видим сочетание, что-то взрослое, умудрённое жизнью и что-то свежее, молодое, упругое. То есть, доцент - первокурсница - такая универсальная культурная схема. Вот так они оказались погребальном костре.
Но так как их кости перемешаны, никуда не уйти от 3d-моделирования этих облаков костей в культурном слое.
Сейчас существует лазерный тахеометр. Но это все можно было делать с компьютерными программами еще там 15 лет назад. Просто аккуратно все чертить
Берем очень маленький объем работы, небольшой раскоп и изучаем очень скрупулезно каждый сантиметр, ну и потом создаём трехмерную модель.
Впрочем, бывают и большие раскопы. по 200, а то и 300 квадратных метров за сезон. Все зависит от ресурса. Когда большая экспедиция, можно сделать большой раскоп. В конце концов, аккуратных студентов много. Они могут потратить 2 недели на расчистку 1 погребения.
Кому-то кажется, это много. Недавно одна коллега в шутку упрекнула, сказав, что вы стог сена разбираете по соломинке. Но с другой стороны, мы бы никогда не поняли, например, почему в некоторых случаях обожженные остатки отделяли и захоранивали отдельно.
То есть, представьте себе, раскаленный погребальный костер, приглашенные гости видимо уже не очень трезвы по поводу торжественного мероприятия. Кости человека, коровы, быка, не знаю, боевого коня уже смешались в погребальном костре. И в этой ситуации они отделяют оплавленные слитки стекла оставшиеся от бус и капли металла от расплавившихся украшений. Собирают это отдельно от костей и высыпают на могильнике отдельной кучкой. Это черта погребального обряда, вот такая фишка.
Зачем, не представляю даже, но преднамеренная процедура - очищение костей от находок и, самое главное, отдельные захоранивание. То есть, получается, человека по этому обряду нужно было похоронить отдельно его собственно кости, отдельно украшение. Хотя горело все вместе.
Видимо он был одет, видимо в одежду салтовского хазарского типа. Скандинавские вещи мы находим очень редко. может быть два кусочка янтаря. Понятно, что он легко горит.
То есть видимо, у них был янтарь. Эти люди были вовлечены в эту орбиту торговли по восточному пути. Большая часть сгорела. Но это не для всех погребенных.
Кто-то лежит в урне, без костей животных, кто-то с костями животных и с находками. А кто-то с костями животных, но находки его отдельно. Кто-то с сосудом-приставкой рядом. То есть это "тексты". Это некий набор символов, который что-то означал. Хотя теперь, конечно, вряд ли мы поймем, что.
И потом, достижения современной науки столь восхитительны, что, например, возьмем технологии изготовления керамики. Вот эти сосуды-приставки (просто стояли рядом "приставленные" к погребениям, так называемые, и урны.
Допустим 12 погребений с керамикой. Так вот, на серию из 12 горшков 5 разных рецептов.
Рецептура изготовления горшка, рецептура формовочных масс это такой этноопределяющий, культуроопределяющий признак. То есть, один коллектив дел в основном по одной схеме.
А в могильнике, допустим, под Коломной внешний и внутренний, что самое главное, разнобой. При могильнике нет поселения, а все горшки очень разные. То есть складывается ощущение, что это некий погребальный центр, куда могли свозить покойников с какой-то обширной территории. Как одна из версий. Но чтобы это понять, нужно проанализировать керамику тоже на уровне технологий.
Мы описали такую картину. Изначально было три версии. Сначала говорил какой-нибудь Карамзин (скорее Соловьёв с Ключевским), что жили финно-угры, потом пришли славяне. Они смешались и вот современное население.
Потом возник вот этот разрыв,когда поняли, что там какая-то дырка, вот эти самые тёмные века, то есть жили финно-угры, потом они куда-то исчезли, потом через несколько веков пришли славяне.
Теперь мы смогли заполнить эту лакуны и мы говорим, что кто-то все-таки жил. Был упадок, было снижение количества населения, но все-таки мы нашли ту культуру, которая здесь обитала. И возможно, все-таки, речь идет о цепочке культур. Я не утверждаю, что это непрерывно одно население. Помните я говорил, есть две версии. Я сторонник двух версий сразу. Это делает меня в научных спорах всегда правым.
Первая версия, что с железного века до монгольского периода сохранялась насколько-то преемственно одно население. Вторая версия, что война 5 века - мы видим коллапс; война седьмого века - мы видим коллапс. И на этих открытых могильниках это тоже себя проявляет. Могильники сменяются, они перемещаются, забрасываются. То есть, в середине 7 века Щуровский могильник заброшен. В пятом веке он возник на месте предшествующего поселения.
То есть не все так просто, культурный ритм эпохи он отразился и на этих памятниках. Поэтому я например не утверждаю, что население, которое оставило могильники третьей четверти первого тысячелетия, это тоже, что проживало во второй четверти первого тысячелетия.
А соответственно хазарская эпоха это может быть третья ступень, это может быть другое население.
Какие есть версии, кто эти люди, которые обладают таким странным новым обрядом? Помните, я говорил двух версиях?
Хотите, мы сейчас докажем в прямом эфире что это потомки Дьяковской культуры населения железного века. Если хотите, поскольку мы в начале пути, никто не может запретить нам делать версии, мы можем доказать, что каждый раз с шагом в два с половиной столетия это были волны разного населения. Потому что, если мы говорим о хазарской эпохе, то очень похоже памятники стал обнаруживать в Ульяновской области Леонид Вязов. На Самарской Луке у коллеги Сташинкого. И пока они могут расцениваться как некое зависимое население Хазарского каганата. То есть в хазарских курганах Новинковского типа лежат обвешенные железом степняки: с оружием, с конями, с женщинами и так далее. А в межкурганном пространстве некое другое население. Может быть и славянское. А может быть, мы нашли форпост какого-то хазарского пограничья который перекрывал Оку. Почему так много травм в погребениях того же Щуровского могильника под Коломной? Может быть, это люди, которые контролировали какой-то отрезок восточного пути. Это некая крепость, гарнизон или я не знаю что, таможня.
То есть версий может быть сколь угодно много. И самое главное, что каждой эпохе соответствуют вещи в стиле этой эпохи. То есть, мы не имеем права навешивать ярлыки. Кольчуги франкские, очковидные подвески скандинавские, бусы и сирийские, и египетские, и какие угодно, пуговицы салтовские, перстни хазарские. У них нет ничего своего. Это просто стиль эпохи. Вещи не являются паспортом.
В общем, ясно, что мы как-то на пороге каких-то новых открытий. В общем, предстоит очень много работы. Для того чтобы понять, что же происходило в эти темные века, кто здесь жил. И может быть, когда то мы сможем даже как-то этнически обозначить этих людей.
Использованные источники:
Тёмные века истории славян (рассказывает археолог Александр Сыроватко)