Дело Кульмана за которое он был сожжен на Красной площади в Москве, велось тогда, когда номинально было два царя: 22-летний Иван Алексеевич и 16-летний Петр Алексеевич под опекой сестры Софьи. И в рукописях этого «Дела» государство и люди этого государства назывались соответственно - «Московское государство» и «москвитины»
Дело КВИРИНА КУЛЬМАНА
Данная подборка исторических материалов о Квирине Кульмане может служить одной из иллюстраций темы истоков и судеб западного человека в Московии. В истории Кульмана также можно обнаружить немало косвенных связей с позднейшей историей московского, и вообще европейского, просвещения:
1. Розыскное дело Квирина Кульмана, 1689 года 26 мая - 29 октября. - Опубликовано Дм. Цветаевым в Чтениях Общества истории и древностей Российских, 1883, кн. 3
2. Н.С.Тихонравов, Квирин Кульман, - В кн.: Тихонравов Н.С. Соч., т. П, М, 1898
Дело: Из первого допроса Кульману в Посольском приказе 26 мая 1689 г.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/256/f-256-37-2/#image-2 “В государственном Посолском приказе иноземец Квиринус Кульман в допросе сказал: К Москве приехал в нынешнем году в апреле месяце с таким намерением, чтобы велики государем подать писма и книги печатные. какие напред сего здесь, на Москве, не бывали и зело Московскому государству нужные. А по се время то писма не подавал для того, что хотел их готовить,и ныне еще не изготовил: а те де писма готовить было из книг розных божественного писания о вере и толк на Христово слово, что будет едино стадо и един пастырь. А он де, Квирин, о тайнах Божиих, и о новой вере, и о всех вещах, что на свете деется, также и о войнах, которые напред сего были и впредь деятца будут, пророчествует и повествует по видению и по откровению от Бога во сне и знамениями небесными, которые ему учали являтися, уже тому немало лет и с того де времени и разум ему невидимо дался. Да о том же ево прочестве есть у него печатные тетради и книги, а печатаны они по ево велению в Амстрадаме и в иных городах. А приехал де он из-за моря нарочно пророчествовать, чтобы Московскому государству была полза, а не для своей прибыли. Ис приезду де своего стал он у иноземца Кандратья Нордермана и жил в Слободе, а ныне у него и по се время”.
Дело: Из первого допроса последователю Кульмана, купцу Кондратью Нордерману. 27 мая 1689 г.
“А иноземец Кандратий Нордерман сказал, что ему откровение Божие было многое, и о Московском государстве пророчествует все радость и веселие. А что ему какое откровение Божие, и тому, выняв из зепи, подал четыре листа, а сказал, что писаны немецким писмом и о всем де написано в них, талко они еще не кончились. А о самой де тайне и како чему конец будет, о том он никому не скажет, разве де самим великим государем, или де кому они, великие государи, укажут, старому боярину: а боярину князю Алексею Васильевичу о том он ничего не скажет, для того, что он молод и того ево дела разсудить несмыслиг. А писма де он о пророчестве своем церковным старостам, чтобы объявили миру. дал: также и кравчему князю Борису Алексеевичу Голицыну писмо он пророчества своего подал. А каково он писмо подал, и тому он объявил список на дву листах. А болши того он ничего не скажет”.
Дело: Из постановления 27 мая 1689 г. о письмах и сочинениях. предъявленных Кульманом и Нордерманом на первом допросе.
“И того ж числа боярин князь Алексей Васильевич Голицын с товариши приказали те немецкие писма перевесть. И те писма переведены”.
Дело: Из переводов этих писем и сочинений.
“Квиринуса Кулмана в печатном листу, каков он подал, написано: Квирина Кил-ма на “Двадцать третьего лета первые книги Кил-Соломона к их царскому величестве”. Николай Драбич (в Колывани, 545, стих 3. маия в 28 день 1662 года)
“Егда придет Москвитин, тогда Поляки худо устоят, по глаголам моим, и той же Поляк оному Москвитину, с Шведы слученному, не будет противных»
В книге Мелижа писца, в 53 стихе, 1660 году, написано: “Видел от востоку идущие варварские народы, междо ими же есть и Москвитин с многочисленным войском пехоты и конницы, так что вся земля покрылася: и в том видении виделось: главы у них лицем поверх хребта накривлени были”.
Книга троеуголная - то есть видения Котерия, Христшны. 'Драбицьнюса о от Килмана
Москвитинам и Туркам поднесена, истолкована, и от небес, и от земли подтвержена на вечное бесчестие фарисеем и соддукеем, и ессеем, трегубного их Вавилона.
Стихи изданные Кил- Юбель.
Встанте, цари московские, встанте, слушайте Николая,
его же Иисус Христос сам от Моравские страны призывал,
его же Кулман возбуждается, которого узрил в Бреславле,
для доношения крепкого славы вашея.
Хотя папа и Рим ищет вас скверно прелщати,
одна ко же зрите у Мелижа конец союза вашего.
Не подвизаете вы недоумением турскую войну,
еже вам Христина преобразует.
Слушайте Кулмана и его ж трех пророков,
тогда же книга от Север к вам припадет
а на Восток к Туркам и Татарам…
Дело: Царский указ подвергнуть Кульмана и Нордермана крепкому допросу. 28 мая 1689 года.
“И маия в 28 день великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня благоверная княжна София Алексеевна, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцы, слушав вышеписанных иноземских роспросных речей и переводов с писем их, указали и бояря приговорили роспросить их о вере, и о лжепророчестве, и о ереси их подлинно, накрепко, и для чего тот иноземец с таким прелестным учением и расколом к Москве приехал, и по призыву ль чему иль собою, и чего ради он о Московском государстве и впредь будущих делах такие печатные листы писал, и много ль их напечатано, и куды он их розсылал, и кто с ним единомышленников в той ереси и расколе есть, и от кого он и где той ереси научился: и по роспросу про то все разыскать боярину князю Алексею Васильевичу Голицыну до окольничему Федору Леонтьевичу Шакловитому с товариши: а не буде они в чем учнут запиратися и правды сказывать не станут, и их в том роспросить в застенке и пытать”.
А здесь вся история про нелегкий путь колобкаКульмана