Кто виноват и что делать?

Apr 11, 2021 23:39

Никогда такого не было, и вот опять.
В.С. Черномырдин



Александр Лукашенко, за сутки до десятилетней годовщины теракта в минском метро, вместе со своей командой выиграл XIV Республиканский турнир любителей хоккея. Обращения от А. Лукашенко к народу, по случаю десятилетия трагедии на станции метро «Октябрьская», не поступило.

Белорусские власти резвятся и играются, на фоне начавшегося с субботы, 10 апреля, Народного траура. Напомним, что до сих пор в белорусском обществе нет единства мнений о виновниках теракта.

Между тем, обстановка в Восточной Европе не может не влиять на политическую ситуацию в Беларуси. Сохраняющаяся высокая вероятность начала масштабных военных действий на Донбассе в краткосрочной перспективе выигрышна для А. Лукашенко. Россия с начала марта, после возобновления обстрелов городов ДНР/ЛНР, «ушла» в украинскую тематику и ей явно не до Минска. Впрочем, внешнеполитическая обстановка в белорусском «концлагере» стабильна.

«Ленточки-листовки»

Между тем, на фоне разворачивающейся весны, Минск живет странной ночной жизнью. В сумерках сотни и тысячи жителей белорусской столицы выходят из своих квартир и домов для того, чтобы вывешивать бело-красные-белые флаги и ленточки, расклеивать листовки. Буквально следом за армией «подпольщиков» идут тысячи работников ЖКХ, чтобы срывать и срезать оппозиционную агитацию. И так каждый вечер… Это «плюс» или «минус»?

Можно ли считать эту кампанию «ленточек-листовок» проявлением Сопротивления? Наверное, можно, так больше от протестов в Беларуси ничего не осталось. На уличные акции или иные формы борьбы у подполья в Минске нет ни сил, ни ресурсов, ни желания.

Проблема в том, что у большей части участников уличных акций в августе - октябре прошлого года сформировалось четкое мнение, что их обманули. С определением, кто обманул, сложнее, и это отдельная тема. Но обманули…

Между тем, настроение минчан критически важно, так как именно в Минске рано или поздно, но все равно будет решена судьба А. Лукашенко и его власти. От этого никуда не деться, процессы распада необратимы. А. Лукашенко за последние восемь месяцев не вернул и уже не сможет вернуть симпатии основы протестного потенциала - т.н. «электората победы» (более 50% имеющих право голоса).

Понятно, что в данном случае мы скорее всего сталкиваемся с проявление среди протестного потенциала противоречивого синтеза ненависти к режиму и тоски от невозможности ему противостоять. Иными словами, протестный Минск переживает морально-психологический кризис, который, если обратиться к «учебникам», лечится только резким изменением форм борьбы и достижением хотя бы микроскопических побед.

Понятно, что для побед нужны реальные ресурсы, которых Минск не получал и не получит никогда. Но кому-то выгоднее каждый выходной продолжать вытягивать людей на встречу с белорусскими силовиками, т.е. загонять людей в еще большую психологическую «яму». Естественно, рано или поздно этот идиотизм должен был надоесть.

В итоге кампания «ленточка-листовка» сейчас уже раздражает даже ярых противников А. Лукашенко: начинали массовыми акциями с «сердечками» и закончили шныряньем в сумерках с листовками и клеем в кармане. Конечно, это отчаяние. При этом напомним, что основная масса «электората победы» всегда относилась к националистической символике с неприязнью. Сейчас ещё хуже, для базы - это символика поражения (!). Но «штабы» не слышат, а как заводные зайцы, стучат в барабаны национализма. Понятно, что для хунты ущерб от этих «ленточек» нулевой. Есть ли «плюс»? Есть.

«Ленточки-листовки» являются индикатором того, что раскол в белорусском обществе колоссальный и протестный потенциал никуда не делся. Лукашенко ненавидят, но выступить открыто уже не в силах, так как нету уверенности, что выйдут сотни тысяч.

Действительно, объявленные зарубежными «штабами» «выходы» 25 и 27 марта не стали массовыми. Но они продемонстрировали (особенно 25 марта) то, над чем работали добровольцы всю зиму: минское подполье структурировано и управляемо, быстро мобилизуется и оперативно меняет планы.

Можно ли считать, что подполье в белорусской столице вполне созрело для принятия самостоятельных решений и не нуждается в «поводырях» из Вильнюса и Варшавы? В общем, можно. К примеру, можно наблюдать, как в цифровом формате в подполье обсуждаются и вырабатываются решения и утверждаются планы. По идее «цифровое подполье» не нуждается в четко обозначенных лидерах. Это уже технологии 21 века. Но в то же время необходимо отметить, что имидж С. Тихановской и П. Латушко в подполье остается достаточно высоким, и от них не ждут каких-либо решений. Иными словами, к лидерам есть уважение и даже почтение, к «штабам» - ненависть.

«Штабы»

На этом фоне очень интересно наблюдать, как буквально липнут к минскому Сопротивлению «генералы без армии» из Варшавы и Вильнюса. У некоторых получается: забалтывают, обещают, призывают. Ресурсов не дадут, т.е. обманут и сдадут. Все, как всегда.

Итак, «Весеннее наступление» провалилось. Почему? Потому, что его не готовили. «Штабы», которые считают себя лидерами революции, не насыщали Минск ресурсами и не готовили лидеров, а, по белорусской политической традиции, занимались склоками, доносами спонсорам и тонули в конспирологии. Кто-то пытался сколотить состояние. Напомним, что эти люди брались вести народ на свержение правящего режима.

Чем живут «штабы» и на что рассчитывают или планируют? Взгляд со стороны позволяет утверждать, что ничего не планируют, но создают партии и чего-то ждут.

Ситуация с Планом С. Тихановской (скорее Франка Вечерки) просто скандальна. Голосование на платформе «Голос» провалилось, ни о каких переговорах с белорусской властью не может быть и речи, если только не считать В. Макея, «уши» которого и тут торчат, будущим вторым президентом Беларуси. При этом понятно, что после объявления планов встреч С. Тихановской с президентами США и Украины, говорить о том, что кто-то из Вильнюса пытался связаться с Кремлем, не приходится. Но разговоры о неких медиаторах все-таки представляют технический интерес. Посмотрим…

Но в целом, идея переговоров узников фашистского концлагеря с комендантом, который периодически травит людей газом, пытает и расстреливает, поражает своим размахом. Очень не хочется давать, по минской традиции, конкретные персональные оценки «гениям», которые это все придумали…

Реальной поддержки со стороны Запада «штабы» не получили и не получат. Причина такого равнодушия со стороны ЕС и США очевидна: негативный опыт, полученный Западом на Украине.

Справка

Украина после 2014 года не стала витриной Запада, оказалась не в силах провести реформы, снизить уровень коррупции и демонстрирует политическую нестабильность. Финансировать Киев Запад не готов. Транши МВФ позволяют украинской экономике не сорваться в дефолт, но не стимулируют экономический рост. Между прочим, отсюда и стремление Евросоюза сохранить транзит российского газа посредством украинской ГТС (от 3 до 5 млрд. долларов США в год). Как отметил В. Путин 17 февраля 2021 года: «Почему так все крутится вокруг "Северного потока - 2"? Хотят заставить Россию платить за их [Запада] геополитический проект на Украине" (https://tass.ru/ekonomika/10719201).

Понятно, что если вести Беларусь по сценариям «штаба» в Вильнюсе, то на месте Беларуси гарантированно появится «Украина - 2». Запад будет сторониться таких вариантов. Но «штабы» находятся в странах ЕС и могут получить политическую и ресурсную поддержку только от США и Евросоюза. Это тупик.

Кто в создавшихся непростых условиях имеет перспективы? В принципе, определенный потенциал на уровне номенклатуры и Москвы сохранил НАУ. Данная группировка не отягощена националистическими идеями и в ней есть немало практичных людей.

В политическом плане свободу маневра имеет исключительно активная и властная Ольга Карач. Она уже заметно подвинула С. Тихановскую. Но перегруппировка сил в белорусской политической эмиграции только началась. Успех будет за теми, кто получит поддержку, как на Западе, так и на Востоке, и поддержит Минск ресурсами. Это прямой путь к власти. Но найдут ли в себе силы многочисленные лидеры белорусской политической диаспоры для того, чтобы отключиться от раздоров и сосредоточить свои усилия на достижении победы? Пока на этот счет есть серьезные сомнения.

Конечно, белорусские власти посредством своих спецслужб и агентуры в рядах оппозиции, с помощью денег и обещаний «не забыть» и даже «дать теплое местечко», пытаются нейтрализовать «штабы», но, скорее всего, это бесполезная работа. Эволюция белорусской эмиграции 2020 года идет быстро, бесполезные центры и структуры умрут сами.

Белорусские власти

А. Лукашенко играет в хоккей. Скорее катается, что для его возраста можно считать серьезным достижением. Внешне у белорусских властей все хорошо. Правда, денег нет, но А. Лукашенко не унывает, а белорусские власти сконцентрировались на трех направлениях: внутренняя политика, Запад и Россия.

Итак, внутренняя политика. Она сохраняет репрессивный характер. Власти могут опереться только на силовой компонент. А. Лукашенко не нарастил свою поддержку в обществе, скорее даже ощутимо потерял и продолжает терять свою опору во всех слоях белорусского общества. Иными словами, власти видят раскол общества, но у них нет инструментов для ликвидации этой язвы. На самом деле, такой инструмент, конечно, есть, и он называется транзитом власти, но А. Лукашенко скорее уничтожит всю страну, чем откажется от власти. Так что белорусский руководитель тонет сам и тянет ко дну белорусскую номенклатуру и силовиков. Белорусские олигархи, естественно, выкрутятся и частично приватизируют солидную часть финансов «семьи».

Умные люди понимают, что «победы» нет. Советую обратить внимание на интервью по данному адресу: https://t.me/lgbelarussegodnya/1751. Известный белорусский эксперт вполне открыто и честно говорит о том, что провластным блогерам необходимо перестать боятся и надо объединяться при поддержке АП РБ и белорусских силовиков. Иными словами, провластным блогерам нужна охрана, что звучит очень странно. Напомним, что 9 августа 2020 года председатель ЦИК РБ Лидия Ермошина заявила, что за А. Лукашенко проголосовало 81% (практически вся страна»), а тут уже блогеров надо водить под конвоем. В Беларуси у власти оккупационная администрация?

На что в данном случае надеется А. Лукашенко? На покорность и страх. В стране создается глобальный концлагерь, где выйти из дома реально опасно. Хотя и в квартире не спасёшься. Сомнительно, что получится… Но главная надежда - Украина. Если начнется российско-украинская война, то А. Лукашенко будет позиционировать себя в качестве хранителя белорусского «спокойствия» и «стабильности» на фоне военного цунами. Так Украина в 2015 году помогла А. Лукашенко спокойно пройти пятые выборы.

На Западе. Тут плетет интриги, но, как всегда, крайне по колхозному, небезызвестный В. Макей. Есть информация, что через посредников белорусский министр иностранных дел имеет коммуникации со «штабом» С. Тихановской. Доказательств нет, но разговоров много. В любом случае значение В. Макея сейчас быстро растет, но стоит напомнить, что этот человек имеет свои амбиции, поддерживаемые его словоохотливой супругой. В. Макей, все годы своей службы на посту министра и выполняя поручения А. Лукашенко на международной арене, никогда не забывал себя. Напомним, что сейчас А. Лукашенко слаб, как никогда…

На Западе В. Макей будет искать «дыру» в заборе изоляции, пытаясь, как всегда, «продать» своего спонсора и союзника - Россию. Стоит обратить внимание, что белорусские СМИ «как воды в рот набрали» в отношении обострения на Донбассе, ни словом не вспомнили об убийстве четырехлетнего мальчика, артиллерийских обстрелах и т.д. А. Лукашенко всегда выкручивался за счет предательства Москвы. Не в первый раз…

В России. Главная фигура на российском направлении - В. Семашко. Он, конечно, много фантазирует и кормит А. Лукашенко обещаниями, но исключительно активен. Минску нужны от России только деньги и очень много денег. Отсюда и невероятная активность белорусских властей на интеграционном направлении, но эта активность какая-то декоративная.

В частности, Минск буквально навязывает Москве возврат к обсуждению «Дорожных карт» и даже анонсирует устами В. Семашко скорое их подписание. Но одновременно пытается переформатировать «Дорожные карты» в какую-то капитуляцию России, когда А. Лукашенко и его олигархи получат возможность безнаказанно грабить российские ресурсы, ничего не давая взамен. Понятно, что на таких условиях никаких внятных и интенсивных переговоров по «Дорожным картам» не ведется.

Но, в тоже время, необходимо учесть, что тема «Дорожных карт» существует и, по идее, должна помочь Минску дорваться до российских денег. А. Лукашенко вновь мечтает об интеграционных авансах… Получится? Посмотрим…Но ясно, что Минск тянет время и просит денег. И конечно, рассчитывает на войну с Украиной. По традиции в условиях регионального, а в случае с Украиной, даже глобального кризиса, «ценность» А. Лукашенко, как «единственного союзника», резко вырастает и появляется возможность выклянчат у Кремля деньги. А. Лукашенко желт войну. Война спасет лимитрофа.

Что делать?

Итак, что делать? Тут нельзя советовать. Это было бы не очень честно, так как хорошо и вполне уютно советовать за сотни, если не тысячи километров от Минска. Поэтому и не будем это делать…

Но, стоит напомнить, что то, что происходит с белорусской революцией, не является чем-то оригинальным и новым. Так же сложно и противоречиво происходила ликвидация всех авторитарных режимов.

И все-таки. Некоторые очевидные факты позволяют говорить о том, что «ленточки-листовки» минское подполье скорее всего заменит на новые решения и новые цели. Обычно выбирают очень тяжелую и важную цель, но не направленную напрямую на свержение власти, что было бы глупо, так как именно «там» и концентрирует власть все силы и ресурсы. Выбирают косвенную цель, где вероятность победы выше на порядок. При этом, Сопротивление, скорее всего, не откажется от уличных акций, но они должны быть четко ориентированы на конкретную цель и на пусть тактическую, но какую-то победу. Тогда, как говорит практика, включится «цепная реакция» и режим начнет разрушаться.

Но, при этом, наблюдение со стороны говорит, что «штабы» в любом случае «мертвы» и они не помогут, а скорее сдадут. Так что Минску скорее всего будет брать власть самостоятельно.

Возможен и политический форс-мажор. В процесс транзита «под шумок» кризиса с Украиной может вмешаться Россия. Но это может произойти только в случае, если Москву спровоцирует сам А. Лукашенко, а на самом деле В. Макей. Естественно, что Москва в этом случае ограничится только политическими решениям. В любом случае от такой сценарий необходимо учитывать.

Нельзя исключать и помощь революции со стороны А. Лукашенко, хотя он стал на порядок осторожнее. Но стоит напомнить, как зимой 2016-2017 года упрямое проталкивание «закона о тунеядцах» вызвало «Белорусскую весну». Так что нельзя не учитывать фактор неожиданности, который может стать триггером выступлений. В этом варианте режим А. Лукашенко распадется за несколько часов. Таких случае в истории огромное количество. При этом нет ни одного исторического факта, когда авторитарные лидеры могли сохранить свою власть. Ни одного…

Поздравляем из Москвы народ Беларуси с Днем космонавтики!

А. Суздальцев, Москва, 11.04.2021

ВКЛ, Беларусь, отсосут_кацапы_хуй, я правду резал и резать буду, орда, ликбез для свидомых, Лукашенка, одна_палка_два_струна_я_хозяин_всей_стра, Великое Княжество Литовское, литвины/ліцві́ны

Previous post Next post
Up